СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ |
Адаптация | |||
Автор: Тайлашева Юлия Анатольевна | |||
27.12.2021 10:53 | |||
СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Тайлашева Юлия Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска Исследуя научную литературу, удалось выявить способы работы педагогов в адаптационный период. В статье Т. Ю. Григорьевой «Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства» – рассказывается о системе мероприятий для снижения уровня тревожности, негативных проявлений, эмоционального напряжения у детей, родителей и сотрудников ДОУ в этот сложный период [2]. Родители приходят с детьми в детский сад. Педагоги составляют гибкий график посещения детей; подбирают игрушки для создания интереса к деятельности в группе и на улице; принимают детей по несколько человек, (дети остаются на определённое время и постепенно привыкают к условиям детского сада). Всё решается в индивидуальном режиме воспитателями. Введение в группу большинства детей в течение месяца становится возможным за счёт большой предварительной работе с семьёй. Работа с родителями – это направление работы, которое требует особого внимания.
Первую встречу со всеми родителями на собрании «В детский сад без слёз», на котором рассказываются условия содержания в ДОУ. Здесь поднимаются вопросы: значимость процесса адаптации и возможности решения; предупреждение (возможной) тревоги и нервного возбуждения от мамы к ребёнку; поднимаются вопросы питания; обговариваются моменты, облегчающие привыкание ребёнка к детскому саду, а какие – отягощают адаптацию; родители заполняют анкеты, по которым в дальнейшем прогнозируется степень адаптации детей, и определяются особенности семейного воспитания. На каждого ребёнка воспитатель заводит индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений (социальные контакты, питание, сон, эмоциональное состояние). Это позволяет отследить особенности привыкания ребёнка к новым условиям и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. Кроме того лист даёт возможность информировать родителей о проживании ребёнком адаптационного периода, ориентировать их на активные взаимодействия. В работе с детьми педагог использует: элементы телесной терапии (берёт ребёнка на руки, обнимает, поглаживает); предлагает ребёнку засыпать с игрушкой; рассказывает сказки; поёт колыбельные перед сном; использует игры в соответствии с возрастом и устанавливает правила в группе в игровой форме; создаёт у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы; создаёт развивающую среду, отвечающую всем потребностям детей и требованиям ФГОС [5]. В статье Е.В. Бондяевой, Н.В. Мыцык «Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей младшего дошкольного возраста в период адаптации» говорится о том, что лучшим средством для преодоления дезадаптации ребёнка к детскому саду является игра, поскольку она помогает отвлечь от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции. Игры в этот сложный период можно разделить на две группы: коммуникативные игры и игры на освоение окружающей среды [1]. К коммуникативным играм относятся:
По характеру эмоционального контакта взрослого с ребёнком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период можно разделить на две группы: невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и детей между собой. На более тесное невербальное сближение детей друг с другом направлены игры в кругу с обращением к партнёру. Это игры: «Возьми, отдай», «Передай улыбку», «Погладь ладошку». В них дети учатся видеть, чувствовать своего партнёра. На вербальное общение детей друг с другом и воспитателем побуждают игры-знакомства (игры-обращения). К таким играм относятся «Назови по имени». Активное вербальное общение воспитателя с детьми осуществляется и с помощью групповых подвижных игр, таких как: «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплятки», «Отгадаю, кто позвал». К играм на освоение окружающей среды относятся:
Также большое внимание уделяется играм с песком. Основной принцип игры с песком – это создание стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, где он может проявить свою творческую активность. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и является прекрасным средством для развития ребёнка. При их проведении воспитатель следует таким правилам, как:
Ещё один способ, которым может воспользоваться педагог при работе с детьми в адаптационный период, раскрывается в статье С.М. Сиряковой «Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ». Автор считает, что арт-терапия самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Основная её цель – гармонизация развития личности через способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создание продуктов искусства, творческой деятельности. Задачи данного метода – развитие, коррекция, воспитание и социализация личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребёнка, разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка. Игротерапия – это игры на знакомство, игры на общение, игры с предметами, игры по сказке, игры с песком и водой, игры с конструктором. Изотерапия – это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисование ватными палочками; рисование песком. Сказкотерапия – это инсценировка сказок; чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок [4]. Таким образом, проанализировав понятие «адаптация», я взяла в качестве рабочего определение А. Маслоу, где адаптация рассматривается, как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой. В ходе изучения научной литературы мной были выделены такие средства адаптации, как:
- арт-терапия: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия. Литература
|