Адаптация ребенка в детском саду
Все волнения по поводу выбора детского сада и хлопоты с документами уже позади. Но встает вопрос как же ваш такой маленький, но в тоже время такой взрослый малыш привыкнет к новой для него обстановке? Будет ли ему комфортно с новыми людьми – воспитателями, в новом кругу детей? Как облегчить ему, так называемый период адаптации?
Адаптация (лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Не зависимо от возраста ребенка периода адаптации в новом месте и новом коллективе не избежать. Малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям. И в каком возрасте он пройдет легче никому не известно. Но Вы можете помочь вашему малышу привыкнуть к незнакомой обстановке, не зависимо от того 1,5 года вашему ребенку или 3. Мозг ребенка очень пластичен, и если изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких-либо отрицательных последствий, т.е. ребенок адаптируется к новым условиям своей жизни.
Хочу предложить ряд рекомендаций, следуя которым родители и воспитатели сделают адаптационный период более легким и безболезненным:
- До поступления ребенка в детский сад необходимо выяснить распорядок дня, по которому малышу предстоит жить в ближайшее время и приблизить домашние условия к его особенностям: внести элементы режима, питания, прививать навыки самообслуживания и личной гигиены (одевать и снимать некоторые элементы одежды обувь; кушать и пить самостоятельно; мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем); выводить на прогулку на оживленные детские площадки, учить общаться с другими детьми и взрослыми.
- Совершите неформальную прогулку по территории детского сада, расскажите малышу о садике красочно и позитивно. Старайтесь в своем рассказе показать ребенку, как весело и хорошо другим детям в детском саду, расскажите, чем они занимаются: играют, рисуют, лепят, читают, поют песни, танцуют и т.д.
- Воздержитесь от высказываний, например: «Не представляю, как он пойдет в детский сад, он такой маленький (не общительный, капризный)»; «Как он будет весь день без меня?»; «Он так плохо ест, что он будет делать в детском саду?» и др. Самое главное положительный настрой родителей! Если Вы уверены, что садик это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся.
- Не следует также страшить ребенка грядущими изменениями: «Вот пойдешь в детский сад, там все по-другому будет»; «Там с тобой церемониться не будут!»; «Чужие тети тебя научат» и др. Таким образом, у ребенка изначально создается впечатление, что в детском саду плохо, обязательно кто-нибудь обидит, что-то будут заставлять делать, и психологически ребенок настраивается на «войну». Необходимо чтобы ребенок воспринимал поступление в детский сад, как новый радостный момент своей жизни, а не как вынужденную меру и тем более, не как наказание. Разговоры о детском саде должны проводиться только тогда, когда у ребенка хорошее настроение, он готов на общение с вами, не занят интересной игрушкой, не хочет спать или есть. Эти разговоры должны быть ненавязчивыми, а происходить невзначай, так, к слову, между прочим. Расскажите как там много новых игрушек, сколько новых друзей и подружек у него появится! Там добрые воспитатели и нянечки, интересные занятия! Расскажите о том, что в садике его научат рисовать, лепить, петь и танцевать!
- В первые дни ребенок должен пребывать в группе не более 2-3 часов. Через несколько дней малыша можно оставить до обеда, а по истечении 1-2 недель – на весь день.
- Безусловно, слезы в первые дни, а может и недели неизбежны. Но поверьте, в большинстве случаев ребенок плачет только при Вас, а зайдя в группу, быстро успокаивается. Первое время утром можно не говорить малышу, что вы идете в сад. Идете гулять! И «догуливаете» до садика. И только когда малыш перестанет отпускать Вас со слезами, по дороге можно рассказать о садике, о том, что там сегодня будет: какие занятия, игры… Даже если Ваш малыш еще не очень хорошо говорит, всегда спрашивайте его, что они сегодня делали в саду, во что играли, чем занимались… Этим вы будете стимулировать развитие речи ребенка, и узнаете о том времени, которое ваш малыш проводит без Вас. Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца, а у некоторых детей и дольше. Наберитесь терпения!
- Пусть ребенок принесет в садик любимую игрушку или вещь, которая ему будет напоминать о доме.
- Не пропускайте посещение детского сада без уважительной причины, это увеличит период адаптации. Если ребенок заболел в этот период, будьте готовы начать все сначала.
- В адаптационный период воздержитесь от посещения с ребенком мест большого скопления людей, не совершайте длительных поездок по городу, не приглашайте домой шумных компаний. Все это добавляет ребенку впечатлений, которых у него и так достаточно после посещения детского сада, и может привести к перевозбуждению и переутомлению малыша и, как следствие, к нервным срывам, капризам, нарушениям сна, аппетита и стула.
- Все дети разные, каждый ребенок – индивидуальность, к каждому нужен свой подход! Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
Будьте терпеливы! Радуйтесь вашему ребенку!
|