Что такое период адаптации и как пройти его безболезненно. |
Адаптация | |||
Автор: Гладченко Мария Николаевна | |||
18.04.2021 10:49 | |||
Что такое период адаптации и как пройти его безболезненно. Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания детей к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить. Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые родители, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня. И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад… Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них. Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма. Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.); ухудшается сон и аппетит; ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным; частые капризы, истерики по любому поводу. Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка. Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду. Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели: Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками. Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита. Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов. Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям: Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу не включается в общую деятельность Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама. Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения. О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям: Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым. О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей. Процесс адаптации ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.
Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша. На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Такие как возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития умений и навыков, уровень социализации. Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье. Чтобы помочь ребенку адаптироваться, я порекомендовала бы родителям следовать таким правилам: Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания. Правило 2. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой. Правило 3. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя. Правило 4. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома. Правило 5. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях. Правило 6. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня. Правило 7. Спокойствие. Дети легко ловят состояние напряжения, неуверенности, страха родителей. Помните – чем спокойнее вы сами, тем спокойнее будет ребенок. Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду. Ну и конечно же, к детскому саду ребёнка нужно готовить заранее. Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается. Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации. Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Создание различных игровых ситуаций: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и т.д. познакомит ребенка с распорядком жизни в саду и поможет избежать негативных реакций. Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать. Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка. Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам. В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку. Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада. В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду. Что не рекомендуется делать в адаптационный период? Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе. Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком. Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду. Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва. Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении. Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера. Приводить больного ребёнка в детский сад. «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях. Рекомендации по безболезненному расставанию: заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе; по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.; придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома; разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое; следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку; чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий. Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.
|