Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы) |
Адаптация | |||
Автор: Дудкина Е. В., Николаева Г.П., | |||
14.11.2020 09:16 | |||
Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы) Подготовили педагоги коррекционной группы:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 г. ТОМСКА В настоящее время, педагоги дошкольных образовательных организаций, осуществляющие обучающий процесс как в специализированных детских садах для детей с различными отклонениями в развитии, так и в общеобразовательных ДОО, сталкиваются с рядом схожих проблем, среди которых особо выделяются трудности привыкания ребенка к новой действительности, необходимостью подчинения требованиям взрослых и налаживания взаимодействия с новыми взрослыми и сверстниками, включение в режим группы, самостоятельное выполнение необходимых действий и др., которые чаще всего характеризуются специалистами как особенности поведения ребенка, негативно влияющие на его адаптацию к ДОУ.
Перечисленные особенности характерны для детей с ярко выраженными отклонениями в развитии, среди которых выделяются эмоциональные расстройства, задержка психического развития, а также расстройства аутического спектра разной этиологии и степени выраженности. Известно, что способность ребенка адаптироваться к новым условиям и новым людям определяется особенностями его нервно-психической организации и социальным опытом. Специалистами выделяются основные характеристики, влияющие на адаптационный процесс: эмоциональный фон, активность, направленность поведения, уровень развития коммуникативной деятельности и др. Под адаптационным периодом мы рассматриваем временной интервал, в течение которого ребенок привыкает к новой обстановке, новым людям, выстраивает свои отношения с педагогами и сверстниками, учится выполнять основные требования и соблюдать режимные моменты и др. Критерий завершения адаптационного периода – демонстрируемое воспитанником поведение приближается к естественному в типичных ситуациях. Учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и других сочетанных диагнозов, период адаптации в группе утяжеляется и затягивается из-за эмоциональных расстройств, непонимания детьми словесных инструкций и действий педагога. Поэтому, адаптация каждого ребенка к ДОО является важным и довольно сложным периодом, его необходимо выделять и планировать заранее. Условно, в зависимости от решаемых задач, адаптационный период мы подразделяем на несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Подробно охарактеризуем подготовительный этап. Подготовительный этап осуществляется, когда в ДОУ приходит ребенок с направлением психолого-педагогической комиссии (ГПМПК) и попадает группу компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Задачи этого этапа реализуем параллельно с задачами основного этапа:
Раскроем задачи более подробно. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации, представленной семьей ребенка с нарушением интеллекта, а также анкетирование, проведение беседы с родителями (или лицами их заменяющими) позволяют получить ответы на вопросы, крайне значимые для успешного включения ребенка в ДОУ. Изучение медицинской документации проводятся в целях ознакомления с результатами медицинских исследований, в том числе определения отсутствия тех или иных обследований, важных для понимания состояния ребенка; с получаемой им медикаментозной терапией, возможной реакции на нее. Знакомство с семьей позволяет получить важные сведения об особенностях семейного воспитания, определить задачи, форму, методы, приемы и содержание занятий в адаптационный период. Формы работы включают: беседу с родителями и их анкетирование, наблюдение за взаимодействием близкого (матери) и ребенка. Помимо понимания отношения семьи к проблемам ребенка, беседа, анкетирование и наблюдение позволяют получить первичное представление об уровне его психофизического развития, в частности, в особенностях контакта, о психическом развитии, сфере интересов, деятельности и др. Анкетирование родителей позволяет педагогу выявить важные аспекты:
Педагог, проводя беседу с близкими ребенка, соотносит, дополняет и уточняет данные, полученные в ходе анкетирования, с результатами бесед, выявляет новые аспекты в обозначенной проблеме. Наблюдение взаимодействия близкого и ребенка позволяет выявить значимые показатели: характер и средства общения, чувствительность и способы взаимодействия с близким взрослым со стороны ребенка, а также со стороны родителя, поведение ребенка в процессе побуждения к выполнению определенного действия, эмоциональность общения, пути разрешения конфликтов и др. Полученные сведения педагоги анализируют и учитывают при планировании адаптационного периода. Направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребенком. Первичное взаимодействие с ребенком осуществляется специалистом, непосредственно участвующим в адаптации ребенка к ДОО. В процессе направленного наблюдения уточняются сведения, полученные в ходе беседы и анкетирования семьи ребенка с нарушением интеллекта. Направленное наблюдение позволяет выявить следующее:
Направленное наблюдение позволяет сделать предположение о форме и содержании занятий для ребенка в течение дальнейшего адаптационного периода. Более полное представление о возможностях, уровне психического развития специалисты ДОО получают в процессе психолого-педагогического обследования ребенка. Цель педагогической диагностики – определение стартового уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной, ведущей деятельности), а также уровня владения способами усвоения общественного опыта (совместные действия, указательный жест, подражание, образец, речевая инструкция). В ходе педагогического обследования определяются и уточняются индивидуальные особенности, уровень умственного и физического развития, потенциальные возможности обучения. Особая роль отводится выявлению сформированности социальных умений и навыков, развитию ведущей и типичных видов детской деятельности. Учитывая рекомендации ГПМПК, составляется на ребенка индивидуальная образовательная программа обучения, с остальными воспитанниками группы компенсирующей направленности работаем по Адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), соблюдая охранительный педагогический режим с учетом психофизического состояния детей. Таким образом, для прохождения успешной адаптации ребенка с нарушением интеллекта к ДОО, необходимо определение его психофизических и индивидуальных особенностей с использованием следующих методов: изучение медицинской, психолого-педагогической документации, данных анкетирования и бесед с родителями, а также наблюдения и педагогического обследования, направленных на выявление у ребенка возможностей к адаптации к ДОО, общих характеристик, смысла поведения, уровня и способов взаимодействия с окружающим миром, уровня психофизического развития и др., что является основным ориентиром для определения последующей работы адаптационного периода. Литература:
|