Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)
Адаптация
Автор: Дудкина Е. В., Николаева Г.П.,   
14.11.2020 09:16

Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)

Подготовили педагоги коррекционной группы:

  • Дудкина Е. В., воспитатель высшей категории
  • Николаева Г.П., воспитатель высшей категории

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 г. ТОМСКА

В настоящее время, педагоги дошкольных образовательных организаций, осуществляющие обучающий процесс как в специализированных детских садах для детей с различными отклонениями в развитии, так и в общеобразовательных ДОО, сталкиваются с рядом схожих проблем, среди которых особо выделяются трудности привыкания ребенка к новой действительности, необходимостью подчинения требованиям взрослых и налаживания взаимодействия с новыми взрослыми и сверстниками, включение в режим группы, самостоятельное выполнение необходимых действий и др., которые чаще всего характеризуются специалистами как особенности поведения ребенка, негативно влияющие на его адаптацию к ДОУ.

 

Перечисленные особенности характерны для детей с ярко выраженными отклонениями в развитии, среди которых выделяются эмоциональные расстройства, задержка психического развития, а также расстройства аутического спектра разной этиологии и степени выраженности.

Известно, что способность ребенка адаптироваться к новым условиям и новым людям определяется особенностями его нервно-психической организации и социальным опытом. Специалистами выделяются основные характеристики, влияющие на адаптационный процесс: эмоциональный фон, активность, направленность поведения, уровень развития коммуникативной деятельности и др.

Под адаптационным периодом мы рассматриваем временной интервал, в течение которого ребенок привыкает к новой обстановке, новым людям, выстраивает свои отношения с педагогами и сверстниками, учится выполнять основные требования и соблюдать режимные моменты и др. Критерий завершения адаптационного периода – демонстрируемое воспитанником поведение приближается к естественному в типичных ситуациях.

Учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и других сочетанных диагнозов, период адаптации в группе утяжеляется и затягивается из-за эмоциональных расстройств, непонимания детьми словесных инструкций и действий педагога. Поэтому, адаптация каждого ребенка к ДОО является важным и довольно сложным периодом, его необходимо выделять и планировать заранее. Условно, в зависимости от решаемых задач, адаптационный период мы подразделяем на несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Подробно охарактеризуем подготовительный этап.

Подготовительный этап осуществляется, когда в ДОУ приходит ребенок с направлением психолого-педагогической комиссии (ГПМПК) и попадает группу компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Задачи этого этапа реализуем параллельно с задачами основного этапа:

  • Изучение медицинской и психолого-педагогической документации, рекомендации учреждения, направляющего ребенка в ДОУ.
  • Знакомство с семьей, проведение анкетирование и беседы с целью получения начального представления о социальной ситуации, об особенностях психофизического развития ребенка, о формах и объеме оказываемой ему помощи и др.;
  • Направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребенком;
  • Психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения актуального уровня его психофизического развития.

Раскроем задачи более подробно. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации, представленной семьей ребенка с нарушением интеллекта, а также анкетирование, проведение беседы с родителями (или лицами их заменяющими) позволяют получить ответы на вопросы, крайне значимые для успешного включения ребенка в ДОУ.

Изучение медицинской документации проводятся в целях ознакомления с результатами медицинских исследований, в том числе определения отсутствия тех или иных обследований, важных для понимания состояния ребенка; с получаемой им медикаментозной терапией, возможной реакции на нее.

Знакомство с семьей позволяет получить важные сведения об особенностях семейного воспитания, определить задачи, форму, методы, приемы и содержание занятий в адаптационный период. Формы работы включают: беседу с родителями и их анкетирование, наблюдение за взаимодействием близкого (матери) и ребенка. Помимо понимания отношения семьи к проблемам ребенка, беседа, анкетирование и наблюдение позволяют получить первичное представление об уровне его психофизического развития, в частности, в особенностях контакта, о психическом развитии, сфере интересов, деятельности и др.

Анкетирование родителей позволяет педагогу выявить важные аспекты:

  • получить общие сведения о ребенке, в том числе о том, кто из близких принимает непосредственное участие в его воспитании, кто живет вместе с ребенком, с кем из специалистом и где он занимался ранее, оказывается ли ему медицинская помощь, есть ли сопутствующие заболевания и др.;
  • узнать о поведении ребенка в домашней обстановке; особенностях режима дня, наличии проблем со сном и с питанием; особенностях становления культурно-гигиенических навыков; о характере взаимодействия с взрослыми и сверстниками; об использовании ребенком речи в целях общения, особенностях установления зрительного контакта; об индивидуальных особенностях ребенка (повторение однообразных действий, агрессия, аутостимуляция и др.), поведение в условиях семьи (любимые занятия, игры, наличие досуговой деятельности и др.).

Педагог, проводя беседу с близкими ребенка, соотносит, дополняет и уточняет данные, полученные в ходе анкетирования, с результатами бесед, выявляет новые аспекты в обозначенной проблеме.

Наблюдение взаимодействия близкого и ребенка позволяет выявить значимые показатели: характер и средства общения, чувствительность и способы взаимодействия с близким взрослым со стороны ребенка, а также со стороны родителя, поведение ребенка в процессе побуждения к выполнению определенного действия, эмоциональность общения, пути разрешения конфликтов и др. Полученные сведения педагоги анализируют и учитывают при планировании адаптационного периода.

Направленное наблюдение, установление первичного контакта с ребенком. Первичное взаимодействие с ребенком осуществляется специалистом, непосредственно участвующим в адаптации ребенка к ДОО. В процессе направленного наблюдения уточняются сведения, полученные в ходе беседы и анкетирования семьи ребенка с нарушением интеллекта. Направленное наблюдение позволяет выявить следующее:

  • особенности поведения и деятельности (как перемещается по помещению; какие предметы и действия оказываются значимыми; каким образом действует с предметами; как проявляются признаки пресыщения и пр.);
  • особенности контакта с членами семьи (старается ли держаться рядом; отслеживает ли то, где находится пришедший с ним взрослый; как реагирует на просьбы; какие средства использует при взаимодействии и др.);
  • особенности взаимодействия с новым взрослым (включается ли в совместную деятельность; в рамках каких видов деятельности это возможно; ориентируется ли на речь и пр.);
  • некоторые особенности психического развития (ищет ли предмет, который упал, как долго может заниматься интересным делом; есть ли колебания настроения; каков темп собственной деятельности и пр.).

Направленное наблюдение позволяет сделать предположение о форме и содержании занятий для ребенка в течение дальнейшего адаптационного периода.

Более полное представление о возможностях, уровне психического развития специалисты ДОО получают в процессе психолого-педагогического обследования ребенка. Цель педагогической диагностики – определение стартового уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной, ведущей деятельности), а также уровня владения способами усвоения общественного опыта (совместные действия, указательный жест, подражание, образец, речевая инструкция). В ходе педагогического обследования определяются и уточняются индивидуальные особенности, уровень умственного и физического развития, потенциальные возможности обучения. Особая роль отводится выявлению сформированности социальных умений и навыков, развитию ведущей и типичных видов детской деятельности.

Учитывая рекомендации ГПМПК, составляется на ребенка индивидуальная образовательная программа обучения, с остальными воспитанниками группы компенсирующей направленности работаем по Адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), соблюдая охранительный педагогический режим с учетом психофизического состояния детей.

Таким образом, для прохождения успешной адаптации ребенка с нарушением интеллекта к ДОО, необходимо определение его психофизических и индивидуальных особенностей с использованием следующих методов: изучение медицинской, психолого-педагогической документации, данных анкетирования и бесед с родителями, а также наблюдения и педагогического обследования, направленных на выявление у ребенка возможностей к адаптации к ДОО, общих характеристик, смысла поведения, уровня и способов взаимодействия с окружающим миром, уровня психофизического развития и др., что является основным ориентиром для определения последующей работы адаптационного периода.

Литература:

  1. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Консультирование ребенка и его семьи / Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2008
  2. Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология 2007 № 6
  3. Коробейникова И.А. Нарушения развития и социальная адаптация, М: ПЕРСЭ, 2002
  4. Богдашина О. Аутизм и диагностика. Донецк: Лебедь, 1999
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год