«Взаимодействие педагога с родителями детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания» |
Адаптация | |||
Автор: Мироненко Марина Ивановна | |||
13.11.2020 13:38 | |||
«Взаимодействие педагога с родителями детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания» За последние несколько лет во всех регионах России значительно возросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в ДОУ. Многие родители с тревогой ожидают момента поступления ребенка в детский сад. Они беспокоятся за своего малыша, переживают за то, как он привыкнет к незнакомому помещению, к новым требованиям. Не принесет ли это стресс малышу? Конечно, любое привыкание успешно, когда оно происходит постепенно, мягко. И группа кратковременного пребывания выполняет в полной мере эти условия. Группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.
Одной из главных задач функционирования этой группы, помимо содействия всестороннему развитию детей раннего возраста, их социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию к условиям дошкольного учреждения, является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ близкое сотрудничество с семьей является решающим фактором. Так как известно, что семейное воспитание оптимально для маленького ребенка, потому что любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка, его хорошего эмоционального самочувствия. Тем не менее, не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет, не все находят нужные педагогические воздействия. Очень часто взрослые просто не умеют или не считают нужным играть с детьми или придумать какую-либо совместную деятельность. В рамках адаптационной группы кратковременного пребывания педагог имеют возможность помочь семьям с маленькими детьми. Модель адаптационной группы кратковременного пребывания рассчитана на совместную работу родителей с детьми и воспитателя. Каждый малыш чувствует себя комфортно, если рядом с ним будет мама. А работа в группе спланирована так, что родители детей — это активные участники образовательного процесса, а не сторонние наблюдатели. Родители, присутствуя с ребенком в группе, выполняя с ним задания, участвуя в совместных играх, лучше узнают своего малыша. У них есть возможность увидеть, понять, в чем их ребенок успешен и какие у него есть трудности. Кроме того родители, наблюдая работу педагога с детьми, и сами обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими малышами. В работе педагога в группе кратковременного пребывания предполагаются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире. 000 Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
Наглядно – информационное направление включает в себя:
«Моя мама — лучше всех». Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Положительным является то, что в условиях функционирования группы родителям предоставляется возможность непосредственно общаться с педагогом, получать необходимую им информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. Кроме того, в группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр. И родители получают возможность практически освоить наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, применяя рекомендации педагога, они обмениваются собственным педагогическим опытом. Родителям оказывается помощь и в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка; предлагается методическая и детская художественная литература. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации педагогов. Таким образом, родители, посещая группу кратковременного пребывания, взаимодействуя между собой и педагогами, получают возможность познать своего ребенка, получить определенные знания и умения необходимые для успешного воспитания своего малыша. Приведем пример некоторых игр, используемых педагогом на занятиях в группе кратковременного пребывания Игры с песком Материал: песочный стол, песок (1-2 стакана) Описание работы: Поставьте на песочный стол руку ребенка, обведите его руку пальцем или кисточкой. После, уберите ручку и посмотрите, что получилось ладошка. Потом положите на стол с песком свою руку и вместе с ребенком попытайтесь обвести руку взрослого. Сделайте акцент на том, что ладошка ребенка – маленькая, я а у взрослого – большая. Кормим курочку и цыплят Материал: в тарелочках перемешанная фасоль с горохом Описание работы: детям и родителям предлагается покормить маму-курицу и ее цыплят. Только курочка кушает только фасоль, а ее маленькие детки – горошек. Нужно рассортировать фасоль и горох, и разложить по разным тарелочкам. Рисование на песке Материалы: песочный стол с подсветкой синего цвета, песок, трубочка. Сказка Раз-два-три, сказку маме покажи! Наступило утро. И наше солнышко проснулось, и каждым своим лучиком потянулось и сделало зарядку (рисуем пальчиком на песке круг и лучики). Но вот подул сильный-сильный ветер (дуем на песок через трубочку, и наше солнышко спряталось (разровнять песок) за большую тучу (рисуем пальчиком тучу). И тут из тучки закапал дождик, сначала маленький: Кап-кап-кап (рисуем на песке капельки, а потом все сильнее и сильнее (капелек все больше и больше). И на дорожке (рисуем дорожку) появилась большая лужа (рисуем лужу). Но вот дождик закончился, и все зверята выбежали гулять: (одним пальцем) прыгают зайчики, (тремя) бежит собачка, (кулаком) — мишка, (ребром ладони) — ползет змея. Весело было зверятам, и солнышко так захотело посмотреть, кто же там, так смеется. И оно вышло из-за тучки (рисуем солнышко) и каждым свои лучиком стало улыбаться (рисуем лучики). Вот и сказке конец, И кто ее делал молодец! Игры с пуговицами и крышками 1. «Цветные полянки» Материалы: разноцветные пуговицы или крышки, цветной картон. Описание работы: в волшебном лесу есть несколько разноцветных полянок, на которых должны жить соответствующего цвета пуговички (крышки). Необходимо расселить пуговички на свои полянки. 2. «Накорми птенца» Материалы: разноцветные пуговицы или крышки, разноцветные стаканы Описание работы: Предложите детям покормить «птичку» (стакан). Потом «зернышки» должны быть такого же цвета, как и сама птичка. (малыши кладут крышки в стаканы соответствующего цвета).
|