Использование методического пособия «Сарафан Матрена», как средство облегчения адаптации детей к условиям детского сада |
Адаптация | |||
Автор: Дрига Ольга Владимировна | |||
03.01.2020 16:40 | |||
Использование методического пособия «Сарафан Матрена», как средство облегчения адаптации детей к условиям детского сада Самый важный период для ребенка раннего возраста — адаптация к детскому саду. В наш сад поступают дети начиная с 11 месяцев, но основной контингент это дети 1года и 2 мес. Период адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения — неизменимо сложная проблема. Н.М. Аскарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, о приводила один и тот же пример «садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листочки его вянут. А мы безжалостно отрываем ребёнка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью»
Для безболезненного "пересаживания" ребенка в условия детского сада в литературе советуют давать детям с собой любимые игрушки, что бы ребенок чувствовал себя как дома. Мы к такому совету относимся настороженно по нескольким причинам:
Поразмыслив, мы решили для «объединения» пространства детского сада и семьи пойти другим путем. Следуя рекомендации Н.М. Аксариной при пересаживании растений, мы решили "землю" детского сада внедрить в домашний "горшок" растения. Мы подготовили фартук с образом нескольких героев, которые как правило есть дома: кукла Катя, зайка, мишка, кошка и т.д А так же маленькие игрушки (копии с Сарафана), картинки с их изображением, которые дети берут в семью. В период адаптации воспитатель осуществляет прием детей, режимные моменты, проводит адаптационные игры в нашем «Сарафане Матрена», комментируя свои действия: "Настя и кошка Мурка встречают Сашу. Здравствуй Сашенька! Мурочка тебя обнимает, гладит " и т.д. Конечно все педагоги применяют в период адаптации различных героев, как правило это куклы бибабо или большие игрушки. Но при их использовании руки педагога заняты этой игрушкой, и он не может свободно манипулировать обеими руками. Наш методический «Сарафан Матрена» сделан таким образом, что руки воспитателя всегда свободны, он имеет возможность оказать помощь ребенку и при приеме пищи, при умывании. Руки воспитателя — это лапы животного, закрепленные резинкой на кистях взрослого. «Сарафан» нас очень выручил, когда из первой группы детей раннего возраста (с 1 до 2 лет) уволился воспитатель и на замену основному педагогу приходили воспитатели разных групп. Обычно, как только ребенок входил в группу и видел чужого человека, включался механизм защиты и малыш сильно плакал. Если же воспитатель одевал «Сарафан», то малыша встречал знакомый любимый герой, мордочка которого находилась на уровне глаз ребенка. Малыши спокойно заходили в группу и общались с воспитателем даже тогда, когда он снимал с себя сарафан, ведь для него самое важное войти в группу при чужом человеке, а дальше — все уже знакомо и безопасно. Для облегчения протекания процесса адаптации мы не только используем «Сарафан», но и изготовили маленькие игрушки-копии героев с фартука. Если в понедельник детей встречает медвежонок, то накануне, в пятницу родители забирают ребенка из сада с игрушкой маленького медведя и дома говорят малышу, что в садике его будет встречать мама Топтыжка, напоминают, как она рычит, ходит и т.д. Утром, заходя в группу дети сажают маленькие игрушки в домик для зверей. На другой день герой может поменяться и, следовательно, дети уйдут домой с другой игрушкой. Постепенно мы заменяем маленькие игрушки на картинки (фотографию героя). Таким образом используя методический "Сарафан Матрена" педагог облегчает процесс адаптации детей к детскому саду, родители имеют возможность заранее проговорить с ребенком процесс встречи с героем, игры с ним. Помимо этого, происходит активизация пассивного и активного словаря, обогащение игровых действий с игрушками, знакомит детей с картинками, учит ее рассматривать.
|