Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
Автор: Литвинова Валентина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Росинка» город Черногорск, Республика Хакасия.
Описание работы:
Педагогами-психологами ДОУ г. Черногорска, был разработан проект «Знакомьтесь, это Я!», направленный на создание условий для успешной социализации и адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Предлагаемый проект рекомендован к использованию педагогам-психологам и
воспитателям групп раннего возраста.
Новизной и отличительной особенностью проекта является комплексный подход к решению проблем адаптации детей к условиям детского сада с использованием информационных технологий. Участниками проекта являются не только воспитанники дошкольного образовательного учреждения, но и их родители и педагоги.
Скачать проект
Главная задача, которую решают в это время все участники педагогического процесса – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо, чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
Цель проекта: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи проекта:
- способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их познавательной сферы в соответствии с возрастом, эмоциональному благополучию с учетом индивидуальных возможностей;
- формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения с взрослыми и сверстниками;
- приобщать детей к культурному наследию человечества: знакомить с сенсорными эталонами, образцами фольклора, художественной литературы, музыкальными произведениями и т.д.
- создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям детского сада;
- способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
- применять эффективные формы и методы сотрудничества педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.
Структура проекта:
Проект состоит из 2 блоков
- Диагностический, состоящий из мониторинга адаптивных возможностей детей раннего возраста (Приложение 1) и развития познавательных способностей детей (Приложение 2).
- Развивающий, состоящий из игровых комплексов с детьми.
Раздел I
Организация игровых комплексов
Цель — помочь детям успешно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Основная задача: преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Так как малыши нередко болеют и после нуждаются в повторной адаптации, то рекомендуется проводить игровые комплексы не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Требования к ведущему при проведении игровых комплексов:
- Знание возрастных, индивидуально-личностных особенностей детей.
- Эмоциональность, выразительность жестов, мимики и т.д.
- Искренность, артистизм, эмоциональная открытость, способность к импровизации.
Требования к организации игровых комплексов
Игровые комплексы проводятся по подгруппам (8 – 10 человек), 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 10–15 минут. Комплектация групп свободная.
Требование к помещению:
- Помещение должно быть достаточно просторным, хорошо проветренным.
- Не должно быть острых углов и опасных предметов.
- Стулья должны быть легко перемещаемы и не скреплены друг с другом.
- Должна быть хорошая освещенность и звукоизоляция.
- Помещение должно быть оснащено ТСО (магнитофон, музыкальный центр,
мультимедийная установка или телевизор).
Предполагаемые результаты:
Психологический компонент:
- Формирование адаптивных механизмов у детей раннего возраста.
- Повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности.
- Формирование положительного образа «Я».
- Снижение психоэмоционального напряжения.
- Создание благоприятного психологического климата в группе.
Социальный компонент:
- Формирование эмоционального контакта с взрослыми и сверстниками, направленного на сотрудничество.
- Обучение социально приемлемым способам поведения.
Образовательный компонент:
- Формирование сенсорных представлений (цвет, форма, величина).
- Развитие внимания, восприятия, памяти, речи, воображения.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма.
Раздел II
Педагогическая мастерская «Гармония»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам
воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Задачи:
- формирование у педагогов способов эффективного взаимодействия с детьми и родителями направленного на оптимизацию адаптационного периода.
- развитие личностно–ориентированной позиции по отношению к воспитанникам и родителям.
- повышение теоретического уровня и практической подготовки педагогов по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
- обмен опытом между членами педагогического коллектива.
- повышение социально-психологической культуры педагогов.
- развитие профессиональной рефлексии педагогов.
Примерные темы встреч просветительских мероприятий с педагогами
Играем вместе с детьми раннего возраста. 1 час.
Организация педагогического процесса в период адаптации. 1 час.
Формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. 1 час.
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей. 1 час.
Мудрость в повседневных контактах. 1 час.
Руководство игрой детей. 1 час.
Развитие познавательного интереса у детей третьего года жизни. 1 час.
Итого: 7 часов
Результатом реализации проекта является:
- Успешная социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации детскородительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
- Благоприятное воспитательно-образовательное пространство семьи и ДОУ в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
- Низкий уровень заболеваемости детей в период адаптации.
- Достаточный уровень психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
- Партнёрские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников, активная позиция родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
Предлагаемый проект «Знакомьтесь, это Я!» рекомендован к использованию педагогампсихологам и воспитателям групп раннего возраста.
В заключение хочется еще раз отметить, что проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее
адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым социальным условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Согласно ФГОС ДО программа «Знакомьтесь, это Я!» способствует реализации в воспитательном процессе самоценности раннего детского возраста как базисной основы последующего развития.
В данном проекте представлены организационные и методические вопросы, инновационные формы взаимодействия всех участников педагогического процесса, которые составлены с учетом современных исследований развития ребенка раннего возраста и специфики детскородительских отношений.
Список литературы
- ФГОС ДО /Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17. 10. 2013
- ФЗ «Об образовании в РФ» /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29. 12. 2012
- Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно / В.Г. Алямовская – М.: «Линка-Пресс», 2000
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина – Воронеж: «Учитель», 2006
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина — СПб: «Паритет», 2009
- Волосова Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста / Е.Б. Волосова – М.: «Линка-Пресс», 1999
- Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова – М.: «Интер», 1996
- Громова О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко – М.: ГНОМиД — 2010
- Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития /Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина – М.: «Айрис Пресс», 2005
- Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад / И.В. Лапина – Волгоград: «Учитель», 2012
- Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком // Период раннего детства / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина – СПб: «ТЦ Сфера», 2010.
- Монина Г. Б. Проблемы маленького ребёнка / Г.Б. Монина – СПб: «Речь», 2010
- Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лети / И.А. Пазухина- СПб: «Детство — Пресс», 2010
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина – М.: «Книголюб», 2009.
|