Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
Адаптация
Автор: Литвинова Валентина Дмитриевна   
08.10.2019 13:05

Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»

Автор: Литвинова Валентина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Росинка» город Черногорск, Республика Хакасия.

Описание работы:

Педагогами-психологами ДОУ г. Черногорска, был разработан проект «Знакомьтесь, это Я!», направленный на создание условий для успешной социализации и адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Предлагаемый проект рекомендован к использованию педагогам-психологам и

воспитателям групп раннего возраста.

Новизной и отличительной особенностью проекта является комплексный подход к решению проблем адаптации детей к условиям детского сада с использованием информационных технологий. Участниками проекта являются не только воспитанники дошкольного образовательного учреждения, но и их родители и педагоги.

 

Скачать проект

Главная задача, которую решают в это время все участники педагогического процесса – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо, чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Цель проекта: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи проекта:

  • способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их познавательной сферы в соответствии с возрастом, эмоциональному благополучию с учетом индивидуальных возможностей;
  • формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения с взрослыми и сверстниками;
  • приобщать детей к культурному наследию человечества: знакомить с сенсорными эталонами, образцами фольклора, художественной литературы, музыкальными произведениями и т.д.
  • создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям детского сада;
  • способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
  • применять эффективные формы и методы сотрудничества педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.

Структура проекта:

Проект состоит из 2 блоков

  • Диагностический, состоящий из мониторинга адаптивных возможностей детей раннего возраста (Приложение 1) и развития познавательных способностей детей (Приложение 2).
  • Развивающий, состоящий из игровых комплексов с детьми.

Раздел I

Организация игровых комплексов

Цель — помочь детям успешно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основная задача: преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после нуждаются в повторной адаптации, то рекомендуется проводить игровые комплексы не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Требования к ведущему при проведении игровых комплексов:

  1. Знание возрастных, индивидуально-личностных особенностей детей.
  2. Эмоциональность, выразительность жестов, мимики и т.д.
  3. Искренность, артистизм, эмоциональная открытость, способность к импровизации.

Требования к организации игровых комплексов

Игровые комплексы проводятся по подгруппам (8 – 10 человек), 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 10–15 минут. Комплектация групп свободная.

Требование к помещению:

  1. Помещение должно быть достаточно просторным, хорошо проветренным.
  2. Не должно быть острых углов и опасных предметов.
  3. Стулья должны быть легко перемещаемы и не скреплены друг с другом.
  4. Должна быть хорошая освещенность и звукоизоляция.
  5. Помещение должно быть оснащено ТСО (магнитофон, музыкальный центр,

мультимедийная установка или телевизор).

Предполагаемые результаты:

Психологический компонент:

  1. Формирование адаптивных механизмов у детей раннего возраста.
  2. Повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности.
  3. Формирование положительного образа «Я».
  4. Снижение психоэмоционального напряжения.
  5. Создание благоприятного психологического климата в группе.

Социальный компонент:

  1. Формирование эмоционального контакта с взрослыми и сверстниками, направленного на сотрудничество.
  2. Обучение социально приемлемым способам поведения.

Образовательный компонент:

  1. Формирование сенсорных представлений (цвет, форма, величина).
  2. Развитие внимания, восприятия, памяти, речи, воображения.
  3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма.

Раздел II

Педагогическая мастерская «Гармония»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам

воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Задачи:

  • формирование у педагогов способов эффективного взаимодействия с детьми и родителями направленного на оптимизацию адаптационного периода.
  • развитие личностно–ориентированной позиции по отношению к воспитанникам и родителям.
  • повышение теоретического уровня и практической подготовки педагогов по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • обмен опытом между членами педагогического коллектива.
  • повышение социально-психологической культуры педагогов.
  • развитие профессиональной рефлексии педагогов.

Примерные темы встреч просветительских мероприятий с педагогами

Играем вместе с детьми раннего возраста. 1 час.

Организация педагогического процесса в период адаптации. 1 час.

Формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. 1 час.

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей. 1 час.

Мудрость в повседневных контактах. 1 час.

Руководство игрой детей. 1 час.

Развитие познавательного интереса у детей третьего года жизни. 1 час.

Итого: 7 часов

Результатом реализации проекта является:

  • Успешная социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации детскородительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
  • Благоприятное воспитательно-образовательное пространство семьи и ДОУ в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
  • Низкий уровень заболеваемости детей в период адаптации.
  • Достаточный уровень психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Партнёрские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников, активная позиция родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

Предлагаемый проект «Знакомьтесь, это Я!» рекомендован к использованию педагогампсихологам и воспитателям групп раннего возраста.

В заключение хочется еще раз отметить, что проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее

адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым социальным условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Согласно ФГОС ДО программа «Знакомьтесь, это Я!» способствует реализации в воспитательном процессе самоценности раннего детского возраста как базисной основы последующего развития.

В данном проекте представлены организационные и методические вопросы, инновационные формы взаимодействия всех участников педагогического процесса, которые составлены с учетом современных исследований развития ребенка раннего возраста и специфики детскородительских отношений.

Список литературы

  1. ФГОС ДО /Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17. 10. 2013
  2. ФЗ «Об образовании в РФ» /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29. 12. 2012
  3. Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно / В.Г. Алямовская – М.: «Линка-Пресс», 2000
  4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина – Воронеж: «Учитель», 2006
  5. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина — СПб: «Паритет», 2009
  6. Волосова Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста / Е.Б. Волосова – М.: «Линка-Пресс», 1999
  7. Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова – М.: «Интер», 1996
  8. Громова О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко – М.: ГНОМиД — 2010
  9. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития /Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  10. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина – М.: «Айрис Пресс», 2005
  11. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад / И.В. Лапина – Волгоград: «Учитель», 2012
  12. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком // Период раннего детства / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина – СПб: «ТЦ Сфера», 2010.
  13. Монина Г. Б. Проблемы маленького ребёнка / Г.Б. Монина – СПб: «Речь», 2010
  14. Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лети / И.А. Пазухина- СПб: «Детство — Пресс», 2010
  15. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина – М.: «Книголюб», 2009.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год