Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация детей в детском саду
Адаптация
Автор: Лукьянова Ольга Георгиевна Пичугина Оксана Владимировна Дмитриева Екатерина Викторовна   
29.09.2019 21:55

Адаптация детей в детском садуАдаптация детей в детском саду

  • Лукьянова Ольга Георгиевна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
  • Дмитриева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
  • Пичугина Оксана Владимировна, учитель-логопед МДОУ «Д/с№39к. в.»

Поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, способу кормления и укладывания; у него формируются конкретные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению так актуальна. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса адаптации ребенка. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: как эффективно организовать работу с родителями с целью оптимизации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

 

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения адаптации детей в условиях ДОУ: дана характеристика понятия; факторов, влияющих на нее; но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной адаптации ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса адаптации детей раннего возраста и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной адаптации детей в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Цель исследования – на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса адаптации детей раннего возраста, выявить педагогические условия эффективности адаптации в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность понятия «адаптация» и факторы, влияющие на адаптацию детей к условиям дошкольного учреждения.
  2. Рассмотреть особенности работы с родителями как фактора успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
  3. Проанализировать организацию взаимодействия с родителями по адаптации детей в МДОУ «Д. с. № 39 к.в.».
  4. Предложить технологию педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период.

Объект исследования – МДОУ «Детский сад №39 комбинированного вида». Предмет – организация взаимодействия ДОУ с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и практического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.

Таким образом, на основании изучения теоретико-методологического материала, посвященного раскрытию сущности понятия «адаптация» и факторов, влияющих на данный процесс, мы можем сформулировать следующие выводы:

  1. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Сущность процесса адаптации детей раннего возраста заключается в обеспечении развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
  2. Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психофизического состояния и развития ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
  3. В научной литературе представлены различные группы факторов, влияющих на адаптацию к детскому учреждению: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от педагогов, ДОУ, и т. п. Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год