Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Работа с родителями как фактор успешной адаптации детей к ДОУ
Адаптация
Автор: Дмитриева Екатерина Викторовна Лукьянова Ольга Георгиевна Пичугина Оксана Владимировна   
29.09.2019 21:36

Работа с родителями как фактор успешной адаптации детей к ДОУРабота с родителями как фактор успешной адаптации детей к ДОУ

  • Лукьянова Ольга Георгиевна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
  • Дмитриева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
  • Пичугина Оксана Владимировна, учитель-логопед МДОУ «Д/с№39к. в.»

Развитие и укрепление взаимодействия таких важных в жизни детей раннего возраста социальных институтов как семья и детский сад, обеспечивает оптимальные условия адаптации ребенка, формирование его как полноценной, гармоничной личности. В основу совместной деятельности семьи и ДОУ должны быть заложены следующие принципы:

  1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
  2. Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
  3. Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  4. Знание педагогами и родителями обоюдных воспитательных возможностей, максимальное использование воспитательного потенциала при организации совместной работы.
  5. Постоянный анализ процесса взаимодействия ДОУ и семьи, его промежуточных и конечных результатов.

Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Существенной стороной взаимодействия семьи и детского сада, является то, что последний служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие [10, С. 14] [10, С. 49]. В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.

 

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили основные направления деятельности, стоящие перед ДОУ в работе с родителями:

  1. Изучение семей детей.
  2. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
  3. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ.
  4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. Цели данного взаимодействия: развитие педагогической компетентности родителей, помощь и привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Задачи этой работы заключаются в следующем:

  1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
  2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
  3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности, внутренней свободы и доверия к окружающему миру.
  4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. [6. 6]

Ожидаемые результаты работы с родителями – это проявление интереса родителей к работе ДОУ и к воспитанию детей; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества индивидуальных консультаций с педагогом и специалистами ДОУ; возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ и увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом [10, С. 49].

В период адаптации детей раннего возраста предлагается использовать следующие формы работы детского сада с семьей: беседы; родительские собрания; анкетирование; посещение на дому; выставки; папки-передвижки; наглядные формы педагогической пропаганды; консультации; присутствие родителей и укороченное время пребывание ребёнка в детском саду во время адаптационного периода; алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь». Также необходимо использование перспективного плана по работе с родителями, который позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает адаптацию детей (приложение 1).

После того, как перспективный план работы с семьей на адаптационный период составлен, необходимо четко регламентировать педагогическое взаимодействие специалистов с семьей (таблица 2).

Таблица 2 – Деятельность специалистов ДОУ в процессе адаптации детей

Специалисты ДОУ

Вид деятельности в процессе адаптации детей

Заведующий

проведение экскурсий по ДОУ, беседы с родителями, оформление родительских договоров

Старший воспитатель

проведение социологических опросов (анкетирования), координация работы специалистов узкой специализации

Старшая медсестра

консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика

Воспитатели

организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование

Педагог-психолог

диагностирование, психогимнастика, консультирование

Учитель-логопед

диагностика, консультирование

Инструктор по физкультуре

проведение занятий с детьми и родителями с использованием различных оздоровительных технологий, досуг.

Музыкальный руководитель

проведение игр-занятий, постановки кукольного театра, консультирование

Использование данных форм взаимодействия ДОУ с семьей, будет способствовать формированию у воспитанника детского сада не приспособленческого типа адаптации (когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы), а как конструирующей деятельности, предполагающей перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится информационно-аналитическим формам (социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов). Основным направлением здесь являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п. Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через информационные листы, организацию выставок.

В целом все формы взаимодействия ДОУ с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными собраниями, индивидуальными консультациями и наглядной информацией.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, базирующиеся на принципах диалога и партнерства. Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

При взаимодействии с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • целенаправленность, систематичность, плановость
  • дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи каждого конкретного ребенка
  • возрастной характер взаимодействия с родителями
  • доброжелательность, открытость.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

Список использованной литературы

  1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду/ В.Н. Аванесова. – М: Просвещение, 2009
  2. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста/ М.Н. Аксарина. – М.: Медецина, 2007
  3. Алямовская, В.Г. Ясли – это серьезно/ В.Г. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 2009
  4. Аралова, М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ М.А. Аралова // Воспитатель ДОУ. – 2008 — №1
  5. Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: Методическое пособие/ Ю.А. Афонькина. – М.: АРКТИ, 2010
  6. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год