Работа с родителями как фактор успешной адаптации детей к ДОУ |
Адаптация | |||||||||||||||||||||
Автор: Дмитриева Екатерина Викторовна Лукьянова Ольга Георгиевна Пичугина Оксана Владимировна | |||||||||||||||||||||
29.09.2019 21:36 | |||||||||||||||||||||
Работа с родителями как фактор успешной адаптации детей к ДОУ
Развитие и укрепление взаимодействия таких важных в жизни детей раннего возраста социальных институтов как семья и детский сад, обеспечивает оптимальные условия адаптации ребенка, формирование его как полноценной, гармоничной личности. В основу совместной деятельности семьи и ДОУ должны быть заложены следующие принципы:
Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Существенной стороной взаимодействия семьи и детского сада, является то, что последний служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие [10, С. 14] [10, С. 49]. В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.
Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили основные направления деятельности, стоящие перед ДОУ в работе с родителями:
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. Цели данного взаимодействия: развитие педагогической компетентности родителей, помощь и привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Задачи этой работы заключаются в следующем:
Ожидаемые результаты работы с родителями – это проявление интереса родителей к работе ДОУ и к воспитанию детей; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества индивидуальных консультаций с педагогом и специалистами ДОУ; возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ и увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом [10, С. 49]. В период адаптации детей раннего возраста предлагается использовать следующие формы работы детского сада с семьей: беседы; родительские собрания; анкетирование; посещение на дому; выставки; папки-передвижки; наглядные формы педагогической пропаганды; консультации; присутствие родителей и укороченное время пребывание ребёнка в детском саду во время адаптационного периода; алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь». Также необходимо использование перспективного плана по работе с родителями, который позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает адаптацию детей (приложение 1). После того, как перспективный план работы с семьей на адаптационный период составлен, необходимо четко регламентировать педагогическое взаимодействие специалистов с семьей (таблица 2). Таблица 2 – Деятельность специалистов ДОУ в процессе адаптации детей
Использование данных форм взаимодействия ДОУ с семьей, будет способствовать формированию у воспитанника детского сада не приспособленческого типа адаптации (когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы), а как конструирующей деятельности, предполагающей перестройку имеющихся форм поведения и образования новых. Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится информационно-аналитическим формам (социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов). Основным направлением здесь являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п. Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через информационные листы, организацию выставок. В целом все формы взаимодействия ДОУ с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными собраниями, индивидуальными консультациями и наглядной информацией. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, базирующиеся на принципах диалога и партнерства. Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. При взаимодействии с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, необходимо придерживаться следующих принципов:
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ. Список использованной литературы
|