Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО» |
Адаптация | |||
Автор: Самарина Елена Васильевна | |||
08.09.2019 20:06 | |||
Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО» Подготовила: Самарина Елена Васильевна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»», г.Сосенский Козельского района Калужской области. Много лет работая на группе младшего возраста, почти ежегодно набирая детей, убеждаюсь, что проблема адаптации насущна и актуальна. Характер протекания адаптации в будущем влияет на поведение детей в социуме. Изменение привычной социальной среды отражается на психологическом и физическом здоровье детей. То, насколько комфортно будет чувствовать себя ребёнок в ДОО, зависит от его успешной адаптации к условиям детского сада. Поэтому в этот момент я прилагаю максимум сил, чтобы ребёнок как можно безболезненнее перенёс этот период перехода из одной среды в другую и моя задача помочь малышу войти в эту среду. Хотела бы поделиться с вами своими любимыми и эффективными на мой взгляд приёмами, которые я использую в работе.
Период привыкания даётся всем тяжело и детям, и их родителям и нам воспитателям. Воспитатели — это обычные люди и в то же время надо суметь искренне полюбить каждого ребёнка, дать ему почувствовал заботу, любовь, чтоб ребёнок видел во мне человека, который всегда готов прийти на помощь, друга по игре и интересам. Для того чтобы этого добиться я начинаю знакомство с ребенком до того, как он приходит в ДОО. Каким образом можно это сделать? В первую очередь я знакомлюсь с родителями, выясняю интересы, склонности ребёнка, его основные черты характера, игры в какие предпочитает играть их ребёнок, таким образом происходит заочное знакомство. Проанализировав информацию, полученную от родителей, я подготавливаюсь к знакомству с малышом. Знакомство начинаю еще до того, как ребенок начнёт посещать ДОО. В этом мне помогают родители. Прошу их чтоб приводили ребёнка на вечернюю прогулку. Во-первых, вечером дети уже посещающие детский сад, менее болезненно реагируют на появление «чужой» мамы (бабушки, папы) на участке, они уже понимают, что их родители в ближайшее время их заберут. Во-вторых, на вечерней прогулке детей меньше и поэтому я смогу больше уделить времени знакомству с новым малышом. Дневная прогулка на мой взгляд менее подходящее время, так как ближе к обеду детки всё-таки устали, и приход даже незнакомого взрослого может спровоцировать слёзы. Встретившись с ребенком, я уже имею возможность лично познакомиться, понаблюдать, отметить особенности поведения малыша. Не настаиваю ни в коем случае на совместной деятельности. Надо дать ребёнку осмотреться, заинтересоваться происходящим. Позже, в следующие разы, когда будет понятно, что малыш готов идти на контакт я предлагаю поиграть в первую очередь, с теми игрушками, в которые он больше всего любит играть дома. Период адаптации в основном выпадает на тёплое время года, поэтому можно предложить поиграть в песочнице, порисовать мелом, палочкой на песке, создать игровые ситуации, приближенные к реальности. Это и покатать игрушки на машине, починить машину, в зависимости от предпочтений ребёнка. Далее вовлекаю уже в совместную деятельность со сверстниками. В моей практике встречаются дети, легко идущие на контакт со мной, обслуживающим персоналом, а вот со сверстниками возникали проблемы. В таких случаях я рекомендую родителям таких деток давать в сад домашние игрушки, возможно наборы игр. Выделив время, я организую игру с ребенком и его домашними игрушками, постепенно привлекаю (а чаще всего дети и сами заинтересовываются) остальных деток, таким образом малыш в игре знакомится с остальными детьми, устанавливает контакты. К тому же дети любят обыгрывать ситуации с игрушками, а совместные, спокойные игры успокаивают их. Помогает так же устанавливать доброжелательные отношения с детьми-контактная терапия. Чаще всего использую её во время игр «на коленях»: «По кочкам», «Ладушки», «Сорока» и т. п. Детям нравятся эти игры, они с удовольствием принимают участие в них. Во-первых, они им уже знакомы, и во-вторых потому, что эти игры включают в себя «контактную терапию» (поглаживания по спинке, головке, ручкам) — что для малышей очень важно, особенно в период привыкания к детскому саду. Немаловажно, что во время таких игр вокруг собирается несколько малышей, таким образом происходит первое знакомство детей друг с другом в радостной, доброжелательной обстановке. Организовала в группе и «уголок уединения». Во время адаптации — это важно, так как пребывание в непривычно шумной среде, поток новой информации, всё это усугубляет и без того стрессовое состояние у детей. В таком уголке ребёнок может спрятаться от окружающих, отдохнуть от суеты. Ещё мне помогает отвлечь ребёнка от грустных мыслей о маме — «сюрпризная коробочка». Каждое утро кладу туда небольшую игрушку, картинку, книжку-малышку, и когда ребёнок заходит в группу, мы идём смотреть, что сегодня в нашей коробочке лежит. Со временем это становится традицией, дети с нетерпением ждут, когда мы пойдём открывать коробочку. Этими и многими другими приёмами я пользуюсь в период набора детей, а успешная адаптация зависит от того, насколько я точно смогла понять ребёнка, его желания, интересы. Найти к нему индивидуальный подход, снять вовремя эмоциональное напряжение. А также создать в группе условия для эмоционально-комфортного пребывания ребёнка в детском саду посредством игр сближающих малышей друг с другом и помогающим установить контакт и доверительные отношения ребёнка с воспитателем.
|