Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада» |
Адаптация | |||
Автор: Молостова Анна Владимировна Следенко Мария Сергеевна Бобро Марина Борисовна Тамразян Тамара Тамразовна Гусева Светлана Владимировна | |||
11.03.2019 21:39 | |||
Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 26» дошкольное отделение Авторы:
V международный конкурс проектов «Образовательная среда для всех. Образовательная среда для каждого» Номинация «Инновационные технологии проектирования и создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей и педагогов» г. Новосибирск 2018 Обоснование необходимости проекта В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто привыкать к новым условиям вне семьи. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную сложившуюся жизнь буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.
Адаптация – процесс и результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой. При вновь сформированной группе в адаптации нуждаются не только дети, но и родители, со своими ожиданиями, личностными особенностями, ценностями. Дети часто тяжело привыкают к условиям детского сада, друг к другу, к педагогам. Родители, наблюдая реакцию детей, испытывают разные эмоциональные переживания, которые могут подкрепляться собственной неготовностью «отпустить» ребенка в детский сад. И дети, и родители переживают адаптацию и нуждаются в направляющей работе педагогов. Адаптационный период пройдет более успешно при условии командной работы специалистов дошкольной организации со всеми участниками образовательной деятельности. Мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду. Цель проекта: Помочь детям и родителям успешно приспособиться к условиям детского сада посредством эмоционально-развивающей среды. Задачи:
Участники проекта:
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. 1-й этап: Подготовительный (20. 08. 2018г. — 03. 09. 2018г.)
2-этап: Основной. (03. 09. 2018г. – 30. 11. 2018 г.) Реализация проекта представлена в таблице 3 этап: Заключительный (03. 12. 2018 г. – 14. 12. 2018 г.)
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные реализации проекта. Прогноз благоприятный. Дети с дезадаптацией не выявлены. Стрессовые ситуации при адаптации к детскому саду у детей минимизированы. Активная позиция родителей к процессу адаптации детей сформирована. В детском саду родители учитывают рекомендации специалистов детского сада. В группах созданы благоприятные условия для комфортного пребывания детей. Психоэмоциональное состояние детей стабильное, созданы условия для гармоничного развития детей. Оценка эффективности реализации проекта. С 03. 09. 2018 по 25. 10. 18 тридцать восемь родители и детей ежедневно определяли цвет своего настроения. По результатам 4 родителей со своими детьми стабильно испытывали отрицательный фон настроения в течении трёх недель, при индивидуальном подходе, у родителей и детей фон настроения улучшился. В целом у родителей в течение этого периода сохранялся стабильный эмоциональный фон, у детей отмечалась нестабильность. Стабильный благоприятный эмоциональный фон отмечен во второй половине октября. При анализе анкет, дети к воспитателям чувства страха не испытывают, свободно обращаются с просьбами, адаптация проходит успешно при активном участии родителей и воспитателей. Оценка рисков. При реализации проекта возможны риски связанные с особенностями психического развития детей, где под дезадаптацию могут скрываться некоторые поведенческие особенности. Зачастую первые тревожные признаки в развитии замечают именно специалисты детского сада, в свою очередь родители не готовы получить эту информацию и родители проявляют негатив в адрес детского сада. Здесь необходима деликатная, последовательная работа психолога. Еще одним из рисков можно определить то, что группа может закрыться на карантин. В связи с этим возможен перерыв, который повлияет на сроки и некоторую корректировку проекта. На индивидуальном уровне, при заболевании ребенка, его адаптационный период увеличивается. Дальнейшее развитие проекта. Опыт показывает, что успех в работе по адаптации предполагает командную работу. Результаты проекта могут быть использованы педагогами в других дошкольных образовательных учреждениях в силу свей доступности. Основной ресурс проекта – это наличие специалистов, их профессионализм и компетентность.
|