МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО |
Адаптация | |||
Автор: Черепанова Екатерина Викторовна | |||
16.03.2019 21:09 | |||
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО Оформление результатов исследовательской работы в формате научно-исследовательской статьи. Черепанова Екатерина Викторовна Научный руководитель: Трофимова Елена Давыдовна, Нижнетагильский государственно педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия Аннотация: в статье проанализировала проблему адаптации детей младшего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации по средствам музыки. Охарактеризовала понятие «адаптация» и её основные компоненты, возможности музыкальной деятельности в процессе адаптации. Ключевые слова: адаптация, музыка, музыкальная деятельность, младший дошкольный возраст. Основной ценностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения[1].
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже ни один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Связано это со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. По различным причинам мамам приходится выходить на работу, следовательно, ребенка младшего дошкольного возраста отдают в ДОУ. Изучением адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации занимались как, отечественные так и зарубежные педагоги и психологи. Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и другие. В своих работах изучали влиянием музыки на организм человека такие ученые как В. М. Бехтерев, Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курта, С. В. Шушарджан и многие другие. Рассмотрим основные теоретические понятия, используемые в нашем исследовании и кратко их охарактеризуем. «Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.» [2. c.10] В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
Кроме того «различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
Музыка – искусство особого, художественно-образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка – искусство особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счёт специальных средств выразительности: лада метроритма, мелодии, гармонии, формы. Музыка таит в себе большие возможности для творческого развития ребенка. С первых лет жизни, она является его постоянным спутником, так как чрезвычайно близка эмоционально детской натуре. Музыкальная деятельность играет огромную роль в жизни каждого ребенка и значительно облегчает адаптацию детей в детском саду. Далее рассмотрим виды детской музыкальной деятельности, к ним относится:
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того на сколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольную образовательную организацию. Способствовать процессу адаптации поможет музыка. Известно с древнейших времен, что музыка оказывает на человека огромное влияние. В работах В. М. Бехтерева и других ученых появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, на дыхание, кровообращение [5 с. 132]. С помощью музыкального ритма, считал В. М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные) [5 с. 98]. Установлено, что музыка – воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Музыка является источником особой детской радости. Раннее общение ребёнка с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей. Музыкальная деятельность может существенно повлиять на адаптацию детей младшего дошкольного возраста, поскольку способствует установлению положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и способна улучшить психоэмоциональное состояние, снизить чувство тревожности. Список использованной литературы.
|