Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ |
Адаптация | |||
Автор: Смирнова Ольга Михайловна | |||
15.07.2018 12:10 | |||
Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ Смирнова О. М. Развитие науки и быстрое изменение технологий ведет к тому, что большие массы людей вынуждены перемещаться вслед за изменением условий труда и работы (Блинова, 2009). Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну (внешняя миграция) или регион (внутренняя миграция) с иными культурными традициями, часто другим языком, приводит к стрессовым сдвигам в организме ребенка-дошкольника, предъявляет повышенные требования к нему для скорейшего освоения новой информации (А. Г. Асмолов, 2000). Ребенок, попадая в детское учреждение, с одной стороны, перенимает элементы новой культуры, представленной в особенностях поведения детей, живущих в Петербурге от момента рождения, с другой. – неосознанно навязывают в поведении элементы той культуры, в которой они родились (А. Дмитриев и др., 2009). Толерантность — это принятие человека другой культуры до той степени, пока этот человек не нарушает права других членов общества (Декларация.., 2005). Следовательно, это не «терпимость», как часто сообщается в средствах массовой информации, но умение взаимодействовать «на равных» (Е. И. Николаева, 2002).
Однако такое умение не появляется спонтанно. Необходима большая работа педагогов, как с детьми, так и с родителями, причем не только с мигрантами, но и с постоянными жителями Санкт-Петербурга. Для такой работы необходимо проведения исследования, показывающего, с одной стороны, болевые точки проблемной адаптации ребенка–мигранта, с другой, позволяющего на основе полученных данных создать программу работы с детьми. В то же время подобных работ, прежде всего на материале Санкт-Петербурга, явно недостаточно (Е. И. Николаева, Е.Ю. Ковалева, 2003). Чтобы эффективно адаптироваться в детском коллективе, нужно понимать свои и чужие эмоции, а также переводить их в слова (Е. И. Николаева, М.Л. Поведенок, 2003). Это позволить ребенку точно оценить ситуацию и при необходимости воспользоваться поддержкой взрослых. Умение переводить в слова собственные эмоциональные переживания и наблюдаемые у других людей чувства в настоящее время описывается как эмоциональный интеллект (И. Н. Андреева, 2007). Можно предположить, что именно здесь могут возникать проблемы детей-мигрантов, приехавших в Санкт-Петербург и стран ближнего зарубежья (В. Малахов, 2014). Именно поэтому в исследовании делается акцент на изучение эмоциональной сферы детей и их эмоционального интеллекта. Цель исследования: изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов в условиях ДОУ. Объект исследования: процесс адаптации детей из семей мигрантов. Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях ДОУ. Были поставлены следующих задач:
Гипотеза исследования состоит в том, что эмоциональный интеллект как детей, так и взрослых, прибывших из других стран, будет ниже, чем у граждан России, как постоянных жителей Санкт-Петербурга, так и внутренних мигрантов, приехавших в наш город из других регионов страны. Методики экспериментального исследования: авторская анкета для родителей, методика определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ (В. Н. Меркулова, Л.Г. Самоходкина, 2005), проективная методика «Рисунок семьи» (Б. Сэлби, 1995); Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М. А. Нгуен, 2008); Проективная методика «Три желания» (М. А. Нгуен, 2008); Методика «ЭмИн» (Люсин Д.В., 2006) База исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 123 Центрального района, г.Санкт-Петербурга. Результаты исследования и их обсуждение Данные анкетирования на определение исходного статуса детей-мигрантов показали, что самый низкий уровень образования отмечен в семьях внешних мигрантов. Именно в последних семьях больше половины родителей с трудом владеют русским языком и общаются с ребёнком дома на своём родном языке, что затрудняет процесс адаптации и социализации дошкольника к условиям ДОУ. Родители- внешние мигранты не посещают театры, музеи, культурные мероприятия, т.е. не знакомятся с традициями и не интегрируют в культуру города и страны, в которую они приехали. Уровень адаптации к условиям ДОУ детей постоянных жителей соответствует высокому уровню. Данные по мигрантам показывают, что среднее значение показателя максимально приближено к высокому уровню адаптации. Если же учитывать стандартное отклонение, т.е. разброс между границами данного показателя, то оказывается, что у мигрантов уровень адаптации находится ближе к диапазону границ по среднему уровню адаптации ребёнка в ДОУ. Данные свидетельствуют о том, что у детей из семей внешних мигрантов уровень адаптации ниже, чем у детей из семей внутренних мигрантов; а уровень адаптации детей из семей внутренних мигрантов ниже, чем у детей из семей постоянных жителей Санкт-Петербурга. Анализ симптомокомплексов (групп признаков, полученные при анализе рисунка семьи ребенка), дал следующее. В семьях внутренних мигрантов ситуация более благоприятна, чем в семьях внешних мигрантов, где выявлено самое низкое значение этого показателя среди всех групп испытуемых. Согласно методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», уровень эмоционального интеллекта у детей из семей местных жителей выше, чем у других групп испытуемых. Данные, полученные с помощью второй методики — «Три желания», показывают, что уровень эмоционального интеллекта детей из семей местных жителей выше, чем детей из семей мигрантов. При сравнении детей из семей внутренних мигрантов с детьми из семей внешних мигрантов, можно отметить, что у первой группы уровень эмоционального интеллекта выше и приближен к значению местных жителей. Результаты, полученные с помощью методики «ЭмИн», свидетельствуют, что наименьшее значение общего эмоционального интеллекта выявлено у родителей — внешних мигрантов, однако значимых различий между родителями разных групп не обнаружены. Это связано с тем, что у родителей-внешних мигрантов возникают сложности только при взаимодействии с людьми чужой культуры. У родителей внутренних мигрантов среднее значение общего эмоционального интеллекта выше, чем у остальных групп испытуемых и фактически совпадает со средним значением у родителей, постоянных жителей Санкт-Петербурга. Таким образом, данные исследования позволяют констатировать тот факт, что дети внешних мигрантов имеют более низкий уровень адаптации и эмоционального интеллекта. Их родители хуже других описывают эмоции представителей другой культуры. Дети из семей внутренних мигрантов не отличаются от детей постоянных жителей Санкт-Петербурга по параметра эмоционального интеллекта. Следовательно, процесс адаптации в условиях ДОУ детей из семей мигрантов будет более эффективным при создании условий психолого-педагогического сопровождения: учёт исходного уровня статуса семьи детей мигрантов; повышение мотивации семей мигрантов к освоению русского языка и приобщение к культуре Санкт-Петербурга; развитие эмоционального интеллекта ребенка в данной группе; формирование толерантной обстановки в группе детского сада; системная работа в рамках программы психолого-педагогического сопровождения. Библиография
|