Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ
Адаптация
Автор: Смирнова Ольга Михайловна   
15.07.2018 12:10

Психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ

Смирнова О. М.

Развитие науки и быстрое изменение технологий ведет к тому, что большие массы людей вынуждены перемещаться вслед за изменением условий труда и работы (Блинова, 2009). Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну (внешняя миграция) или регион (внутренняя миграция) с иными культурными традициями, часто другим языком, приводит к стрессовым сдвигам в организме ребенка-дошкольника, предъявляет повышенные требования к нему для скорейшего освоения новой информации (А. Г. Асмолов, 2000). Ребенок, попадая в детское учреждение, с одной стороны, перенимает элементы новой культуры, представленной в особенностях поведения детей, живущих в Петербурге от момента рождения, с другой. – неосознанно навязывают в поведении элементы той культуры, в которой они родились (А. Дмитриев и др., 2009).

Толерантность — это принятие человека другой культуры до той степени, пока этот человек не нарушает права других членов общества (Декларация.., 2005). Следовательно, это не «терпимость», как часто сообщается в средствах массовой информации, но умение взаимодействовать «на равных» (Е. И. Николаева, 2002).

 

Однако такое умение не появляется спонтанно. Необходима большая работа педагогов, как с детьми, так и с родителями, причем не только с мигрантами, но и с постоянными жителями Санкт-Петербурга. Для такой работы необходимо проведения исследования, показывающего, с одной стороны, болевые точки проблемной адаптации ребенка–мигранта, с другой, позволяющего на основе полученных данных создать программу работы с детьми.

В то же время подобных работ, прежде всего на материале Санкт-Петербурга, явно недостаточно (Е. И. Николаева, Е.Ю. Ковалева, 2003).

Чтобы эффективно адаптироваться в детском коллективе, нужно понимать свои и чужие эмоции, а также переводить их в слова (Е. И. Николаева, М.Л. Поведенок, 2003). Это позволить ребенку точно оценить ситуацию и при необходимости воспользоваться поддержкой взрослых. Умение переводить в слова собственные эмоциональные переживания и наблюдаемые у других людей чувства в настоящее время описывается как эмоциональный интеллект (И. Н. Андреева, 2007). Можно предположить, что именно здесь могут возникать проблемы детей-мигрантов, приехавших в Санкт-Петербург и стран ближнего зарубежья (В. Малахов, 2014). Именно поэтому в исследовании делается акцент на изучение эмоциональной сферы детей и их эмоционального интеллекта.

Цель исследования: изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов в условиях ДОУ.

Объект исследования: процесс адаптации детей из семей мигрантов.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях ДОУ.

Были поставлены следующих задач:

  1. Проанализировать современные подходы к проблеме адаптации детей мигрантов и обосновать целесообразность и необходимость психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в процессе адаптации их ребёнка в условиях ДОУ.
  2. Изучить факторы, влияющие на процесс адаптации детей мигрантов в условиях ДОУ.
  3. Сравнить параметры эмоционального интеллекта как у детей, так и у родителей, относящихся к трем группам: постоянные жители Санкт-Петербурга, внутренние и внешние мигранты. Внутренними мигрантами в данной работе называются взрослые и дети, приехавшие в Санкт-Петербург из других районов Российской федерации, внешними – взрослые и дети, приехавшие в Санкт-Петербург из других стран.

Гипотеза исследования состоит в том, что эмоциональный интеллект как детей, так и взрослых, прибывших из других стран, будет ниже, чем у граждан России, как постоянных жителей Санкт-Петербурга, так и внутренних мигрантов, приехавших в наш город из других регионов страны.

Методики экспериментального исследования: авторская анкета для родителей, методика определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ (В. Н. Меркулова, Л.Г. Самоходкина, 2005), проективная методика «Рисунок семьи» (Б. Сэлби, 1995); Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М. А. Нгуен, 2008); Проективная методика «Три желания» (М. А. Нгуен, 2008); Методика «ЭмИн» (Люсин Д.В., 2006)

База исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 123 Центрального района, г.Санкт-Петербурга.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные анкетирования на определение исходного статуса детей-мигрантов показали, что самый низкий уровень образования отмечен в семьях внешних мигрантов. Именно в последних семьях больше половины родителей с трудом владеют русским языком и общаются с ребёнком дома на своём родном языке, что затрудняет процесс адаптации и социализации дошкольника к условиям ДОУ. Родители- внешние мигранты не посещают театры, музеи, культурные мероприятия, т.е. не знакомятся с традициями и не интегрируют в культуру города и страны, в которую они приехали.

Уровень адаптации к условиям ДОУ детей постоянных жителей соответствует высокому уровню. Данные по мигрантам показывают, что среднее значение показателя максимально приближено к высокому уровню адаптации. Если же учитывать стандартное отклонение, т.е. разброс между границами данного показателя, то оказывается, что у мигрантов уровень адаптации находится ближе к диапазону границ по среднему уровню адаптации ребёнка в ДОУ.

Данные свидетельствуют о том, что у детей из семей внешних мигрантов уровень адаптации ниже, чем у детей из семей внутренних мигрантов; а уровень адаптации детей из семей внутренних мигрантов ниже, чем у детей из семей постоянных жителей Санкт-Петербурга.

Анализ симптомокомплексов (групп признаков, полученные при анализе рисунка семьи ребенка), дал следующее. В семьях внутренних мигрантов ситуация более благоприятна, чем в семьях внешних мигрантов, где выявлено самое низкое значение этого показателя среди всех групп испытуемых.

Согласно методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», уровень эмоционального интеллекта у детей из семей местных жителей выше, чем у других групп испытуемых.

Данные, полученные с помощью второй методики — «Три желания», показывают, что уровень эмоционального интеллекта детей из семей местных жителей выше, чем детей из семей мигрантов. При сравнении детей из семей внутренних мигрантов с детьми из семей внешних мигрантов, можно отметить, что у первой группы уровень эмоционального интеллекта выше и приближен к значению местных жителей.

Результаты, полученные с помощью методики «ЭмИн», свидетельствуют, что наименьшее значение общего эмоционального интеллекта выявлено у родителей — внешних мигрантов, однако значимых различий между родителями разных групп не обнаружены. Это связано с тем, что у родителей-внешних мигрантов возникают сложности только при взаимодействии с людьми чужой культуры.

У родителей внутренних мигрантов среднее значение общего эмоционального интеллекта выше, чем у остальных групп испытуемых и фактически совпадает со средним значением у родителей, постоянных жителей Санкт-Петербурга.

Таким образом, данные исследования позволяют констатировать тот факт, что дети внешних мигрантов имеют более низкий уровень адаптации и эмоционального интеллекта. Их родители хуже других описывают эмоции представителей другой культуры. Дети из семей внутренних мигрантов не отличаются от детей постоянных жителей Санкт-Петербурга по параметра эмоционального интеллекта.

Следовательно, процесс адаптации в условиях ДОУ детей из семей мигрантов будет более эффективным при создании условий психолого-педагогического сопровождения: учёт исходного уровня статуса семьи детей мигрантов; повышение мотивации семей мигрантов к освоению русского языка и приобщение к культуре Санкт-Петербурга; развитие эмоционального интеллекта ребенка в данной группе; формирование толерантной обстановки в группе детского сада; системная работа в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.

Библиография

  1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта//Вопросы психологии. -2007. — №5. — С. 57– 65.
  2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов; Отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.
  3. Блинова М. Современные социологические теории миграции населения. М.: КДУ, 2009.
  4. Декларация принципов толерантности: утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО, 16 нояб. 1995 г. // Проблема толерантности и экстремизма [Электронный ресурс] — 2013 – Режим доступа: http://www. tolerance. ru/declar. html. – Дата доступа: 16. 04. 2013.
  5. Дмитриев А., Жуков В., Пядухов Г. Миграция. Конфликт, безопасность, сотрудничество. М.: РГСУ, 2009.
  6. Малахов В. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  7. Николаева Е.И. Толерантность и тоталитарное сознание. Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантности поведения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С.23-31.
  8. Николаева Е.И. Ковалева Е.А. Некоторые подходы к оценке толерантных установок у детей дошкольного возраста. В кн.: Психологические проблемы подростка в современной школе и пути их решения. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С.100-105.
  9. Николаева Е.И., Поведенок М.Л. Оценка психологической толерантности у детей дошкольного возраста. В кн.: Психологические проблемы подростка в современной школе и пути их решения. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С.106-108. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Юрайт, 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год