Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста
Адаптация
Автор: Рожман Агния Константиновна   
25.08.2015 06:35

Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возрастаОрганизация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В.А. Сухомлинский

При поступлении в детский сад, дети ведут себя по разному: одни приходят в группу уверенно, и начинают самостоятельно играть, а другие много и громко плачут. Причинами такого поведения могут быть: отсутствие у ребенка опыта об-щения со взрослыми и детьми, отсутствие в семье режима, совпадающего с режи-мом детского сада, несформированность культурно-гигиенических навыков, нали-чие отрицательных привычек, неумение занять себя игрушкой и др. Очень часто перемены, которые происходят с ребенком (новые помещения, новые взрослые и дети, другой стиль общения), создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к таким реакциям, как капризы, отказ от еды, психическая регрес-сия и т д.

 

Адаптация – от латинского «приспособляю». Социально — психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде. Це-лью любой адаптации является устранение или ослабление разрушающего дейст-вия факторов среды.

Снизить порог регрессии поможет преемственность двух ступеней: группы настоящей и будущей. Нужно показать детям, что детский сад не замыкается в од-ной группе. Решение данной проблемы мы видим в том, чтобы познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми постепенно.

Преемственность – связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, соци-ально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальней-шее развитие.

Исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие про-исходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольни-ков. Играя и общаясь друг с другом, дети учатся пониманию эмоций, развивается чувство эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям. Обретя эти знания и умения, малыш будет чувствовать себя уверенным в новой окружающей обстановке. Это поможет ему избежать новых стрессов при переходе из одной возрастной группы в другую.

Поэтому мы поставили перед собой цель: адаптировать детей раннего воз-раста к переходу на другую ступеньку дошкольного детства через взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка;
  2. Способствовать формированию положительных черт характера;
  3. Развивать коммуникативные способности детей;
  4. Формировать чувство уверенности в общении с новыми детьми и взрос-лыми детского сада.

В первый год работа начиналась с изучения литературы о преемственности и об особенностях общения детей раннего возраста.

В ходе изучения литературы для эффективной работы по преемственности нами были выявлены следующие условия организации работы с детьми:

  1. Взрослые должны быть заинтересованы, увлечены, а так же уметь взаи-модействовать друг с другом;
  2. Необходимо создать положительно эмоциональные отношения, так как малыши легко заражаются чужими эмоциями. Увидев, как играют другие, ребенок сам включается в игру;
  3. Важно учитывать добровольное участие детей;
  4. Игры должны создавать атмосферу, в которой развивается доверие, само-стоятельность, инициатива и готовность помочь;
  5. Особенно важно, чтобы ребенок получил удовольствие от игры (ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие иг-ры и взаимодействие детей);
  6. Игра должна повторяться многократно. Это необходимое условие разви-вающего эффекта;
  7. Необходимо вносить новый наглядный материал, чтобы при повторении у детей не пропал интерес к игре, так как воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое;
  8. Не надо оценивать детей и добиваться единственно правильного ответа, ведь постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства;
  9. Заканчивать встречи всегда надо с положительным, радостным, веселым настроением.

В общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и от-ношений. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им бы-стрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. Необходимо готовить детей к встрече заранее, чтобы общение с новыми детьми и взрослыми были доб-рожелательными.

Свою работу начинали по заранее составленному плану на год. План соста-вили с учетом первичной адаптации детей группы раннего возраста, которая закан-чивается к ноябрю.

Весь план подразделяется на этапы:

1. Подготовительный этап.

  • На данном этапе проводятся встречи педагогов двух групп с целью обсудить особенности детей разного возраста.
  • Соотносятся циклограммы групп раннего и старшего дошкольного возраста, т.е. определяются временные промежутки и виды деятельности для совместного общения детей и взрослых. Это встречи на прогулках и общение в утренние и вечерние отрезки времени.
  • Проводится работа с родителями (анкетирование, родительские собрания) с це-лью узнать особенности поведения и деятельности детей вне детского сада.

2. Основной этап.

  • Проводится игровая и совместная деятельность детей двух возрастов: подвиж-ные, хороводные игры, совместное творчество, развлечения, встречи для совме-стных коммуникативных и пальчиковых игр, наблюдения за трудом старших детей на прогулке.
  • Взаимодействие со специалистами: постановка сказок с участием детей двух возрастов, совместные физкультурные и музыкальные занятия и развлечения, участие детей раннего возраста на выпускном празднике детей старшего возрас-та.

3. Заключительный этап.

  • Посещение подготовительной группы детьми раннего возраста в мае с целью оз-накомления малышей с новой группой. Ребята имели возможность побывать в различных помещениях: раздевалке, спальной комнате и др., рассмотреть и по-играть с новыми игрушками.
  • Знакомство с няней.
  • Совместное чаепитие.

По итогам нашей деятельности можно сделать следующий вывод: с помо-щью развлечений и совместной деятельности дети двух возрастов сблизились друг с другом, подружились, а так же многому научились, способствуя, таким образом, их развитию и уверенности в отношениях с другими людьми. Ведь детям важно учиться быть внимательными, наблюдать за окружающими и учиться у них со-трудничать с другими, доверять, быть самостоятельными, развивать выдержку и ловко двигаться.

Положительным моментом является интеграция и взаимодействие воспита-телей и специалистов. Воспитатели групп продумывают содержание встреч, готовят детей к ним, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Музы-кальный и физкультурный руководитель создает положительно эмоциональную атмосферу.

Мы рады, что на этом встречи детей не заканчиваются. Спустя летние месяцы они продолжаются в сентябре, когда малыши уже перешли во вторую младшую группу, а первоклассники встречаются со своими любимыми воспитателями и старыми друзьями. Дошкольники и первоклассники рады друг другу и продолжают с удовольствием общаться. Это имеет огромное положительное значение для эмо-ционального комфорта младших детей в группе.

Литература:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. «Социализация и адаптация детей раннего возраста», – 2003г.
  2. Костина В. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста». «Дошкольное воспитание» – 2006г. № 1 (стр. 34-37).
  3. Пыжьянова Л. «Как помочь ребенку в период адаптации». «Дошкольное воспи-тание», – 2003г. № 2 (стр. 5-7).
  4. «Успешная адаптация. Как ее измерить?» – журнал «Обруч» – 2000г. – № 3.

Центр развития ребенка – Детский сад № 18 «Лесовичок»

Воспитатели: Холодова Ольга Владимировна, Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2015

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год