Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста |
Адаптация | |||
Автор: Рожман Агния Константиновна | |||
25.08.2015 06:35 | |||
Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, При поступлении в детский сад, дети ведут себя по разному: одни приходят в группу уверенно, и начинают самостоятельно играть, а другие много и громко плачут. Причинами такого поведения могут быть: отсутствие у ребенка опыта об-щения со взрослыми и детьми, отсутствие в семье режима, совпадающего с режи-мом детского сада, несформированность культурно-гигиенических навыков, нали-чие отрицательных привычек, неумение занять себя игрушкой и др. Очень часто перемены, которые происходят с ребенком (новые помещения, новые взрослые и дети, другой стиль общения), создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к таким реакциям, как капризы, отказ от еды, психическая регрес-сия и т д.
Адаптация – от латинского «приспособляю». Социально — психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде. Це-лью любой адаптации является устранение или ослабление разрушающего дейст-вия факторов среды. Снизить порог регрессии поможет преемственность двух ступеней: группы настоящей и будущей. Нужно показать детям, что детский сад не замыкается в од-ной группе. Решение данной проблемы мы видим в том, чтобы познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми постепенно. Преемственность – связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, соци-ально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальней-шее развитие. Исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие про-исходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольни-ков. Играя и общаясь друг с другом, дети учатся пониманию эмоций, развивается чувство эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям. Обретя эти знания и умения, малыш будет чувствовать себя уверенным в новой окружающей обстановке. Это поможет ему избежать новых стрессов при переходе из одной возрастной группы в другую. Поэтому мы поставили перед собой цель: адаптировать детей раннего воз-раста к переходу на другую ступеньку дошкольного детства через взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
В первый год работа начиналась с изучения литературы о преемственности и об особенностях общения детей раннего возраста. В ходе изучения литературы для эффективной работы по преемственности нами были выявлены следующие условия организации работы с детьми:
В общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и от-ношений. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им бы-стрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. Необходимо готовить детей к встрече заранее, чтобы общение с новыми детьми и взрослыми были доб-рожелательными. Свою работу начинали по заранее составленному плану на год. План соста-вили с учетом первичной адаптации детей группы раннего возраста, которая закан-чивается к ноябрю. Весь план подразделяется на этапы: 1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
По итогам нашей деятельности можно сделать следующий вывод: с помо-щью развлечений и совместной деятельности дети двух возрастов сблизились друг с другом, подружились, а так же многому научились, способствуя, таким образом, их развитию и уверенности в отношениях с другими людьми. Ведь детям важно учиться быть внимательными, наблюдать за окружающими и учиться у них со-трудничать с другими, доверять, быть самостоятельными, развивать выдержку и ловко двигаться. Положительным моментом является интеграция и взаимодействие воспита-телей и специалистов. Воспитатели групп продумывают содержание встреч, готовят детей к ним, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Музы-кальный и физкультурный руководитель создает положительно эмоциональную атмосферу. Мы рады, что на этом встречи детей не заканчиваются. Спустя летние месяцы они продолжаются в сентябре, когда малыши уже перешли во вторую младшую группу, а первоклассники встречаются со своими любимыми воспитателями и старыми друзьями. Дошкольники и первоклассники рады друг другу и продолжают с удовольствием общаться. Это имеет огромное положительное значение для эмо-ционального комфорта младших детей в группе. Литература:
Центр развития ребенка – Детский сад № 18 «Лесовичок» Воспитатели: Холодова Ольга Владимировна, Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2015
|