Проект «Адаптация ребёнка к школе» |
Адаптация | |||
Автор: Попова Ирина Николаевна | |||
18.07.2015 19:35 | |||
Проект «Адаптация ребёнка к школе» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №22 «Ландыш» Воспитатель — Попова И. Н. г. Клин 2. ВВЕДЕНИЕ Готовность к школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, существует проблема – адаптация к школе и организация жизни ребенка. Как помочь ребенку – дошкольнику стать учеником? Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение – то, чем он теперь должен заниматься, — оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.
Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д. И поэтому актуальным по сей день остается вопрос влияния первоклассника в школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. 3. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: профилактика возможных трудностей ребенка при адаптации к школе. 3. 1. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
3. 2. ГИПОТЕЗА: Если данная работа будет проводиться в системе и у детей будет развито желание учиться в школе, будет создана положительная учебная мотивация, то это будет способствовать легкой адаптации ребёнка к школе. 4. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
5. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ I этап — ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 5. 1. I ЭТАП — ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – СЕНТЯБРЬ ЦЕЛЬ: определить эмоциональное мироощущение детей, связанное с поступлением в школу
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. 5. 2. II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ Срок реализации – октябрь – март ЦЕЛЬ: реализация проекта в образовательную практику.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: у детей проявится желание учиться в школе, дети осознают важность и необходимость учения, дети научатся легко вступать в контакт, правильно воспринимать ситуацию, адекватно вести себя. 5. 3. III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – АПРЕЛЬ – МАЙ ЦЕЛЬ: анализ результатов по реализации проекта
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: работа над проектом найдёт продолжение в дальнейшей работе. Обработка результатов 1-3 балла – ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Родителям следует задуматься. 4-8 баллов – да, ребенок хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то ребенок, в основном, мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний. 9-10 баллов – прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие годы. 6. 2. ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ! Скоро Ваш ребёнок пойдёт в школу. Попробуем оценить те стороны его развития, которые будут предопределять его школьную успешность. Оценить для того, чтобы вместе, пока ещё есть время, помочь в том, в чём необходимо вашему ребенку. Ответ, совпадающий с вашим мнением, просим подчеркнуть или обвести шариковой ручкой.
ЦЕЛЬ: знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного компонента школьной готовности. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Приветствие. Упражнение «Импульс». Инструкция: взявшись за руки, передать по кругу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кому передаем импульс. 2. Знакомство. Инструкция. Упражнение проводится в несколько этапов: а) ведущий кратко рассказывает о себе (имя, где работает, что больше всего любит, почему захотел стать психологом и т.п.). б) затем ведущий предлагает всем познакомиться друг с другом. Сделать это можно следующим образом: на счет «три» каждый громко называет свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) — закрывает рот ладошкой. в) ведущий предлагает познакомиться по очереди. Каждый, у кого в руках окажется мяч, называет свое имя, сколько ему лет (а ведущий прикрепляет ему визитку с именем). г) в заключение ведущий предлагает участникам, перекидывая мяч друг другу, называть свое имя и имя того, кому хочет передать мяч. Обращать внимание на то, чтобы в игре приняли участие все дети. 3. Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». Инструкция Все участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Он просит поменяться местами тех, кто обладает каким-то общим для большинства играющих признаком (например, кто похож на маму, кто любит мороженное и т.п.). Сам водящий, при этом, стремится занять свободный стул. Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто-то один остается без места. Он и становится ведущим. Упражнение «Что лежит в портфеле?». Инструкция. Дети стоят в кругу. Ведущий бросает одному ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужно. 4. Основная часть. Упражнение «Я хочу в школу, потому что…». Инструкция. Ведущий рассказывает детям историю о первоклассниках, которые делятся друг с другом о том, почему они ходят в школу (см. методику на изучение мотивационной готовности Г.Гинсбурга). Затем ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему. Объясняя причину, по которой они хотят пойти в школу, они могут воспользоваться вариантами, предложенными ведущими в истории или придумать свой вариант. Рисуночное упражнение «Кто где?». Инструкция. Дети получают задание: на листе бумаги, сложенном пополам, нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. По завершении работы все садятся в круг. Дети обмениваются рисунками. Задача того, у кого в руках чужой рисунок догадаться, где нарисован школьник, а где дошкольник, и объяснить, почему он так думает. Вместо этого задания для получения информации о мотивационной готовности и об эмоциональном отношении к школе, можно предложить детям диагностическое задание: рисунок «Детский сад — Школа». Ребенок делает рисунок на разных сторонах листа. Анализируется цветовое решение, содержание рисунков, величина изображения и пр. Упражнение «Представь себе». Проводится работа с пластическим образом школьника и дошкольника. Инструкция. Детям дается задание: по сигналу начать двигаться как школьник или сесть как дошкольник, начать говорить как школьник или дошкольник и т.п. 5. Обратная связь. Обмен впечатлениями. 6. Ритуал прощания. Упражнение «Колокол» Инструкция. Дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и опускают их, при этом произносят слово «БУМ», первый раз тихо, второй – громче, третий раз – очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки. 8. 2. ЗАНЯТИЕ №2 «КТО Я? КАКОЙ Я?». ЦЕЛЬ: сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки. 1. Приветствие. Упражнение «Здороваемся разными способами». Инструкция. Ведущий предлагает детям начать передвигаться по классу в любом порядке. По сигналу (колокольчик) все начинают здороваться друг с другом тем способом, который предлагает ведущий, например: поздороваться спинами, коленями, руками и пр. 2. Разминка. Упражнение «Ласковое имя». Инструкция. Дети стоят в кругу. Входящий становится в центр круга лицом к одному из участников и протягивает руки вперед ладонями вверх. Участник, напротив которого он остановился, кладет свои ладошки сверху и, глядя в глаза, называет водящего ласковым именем (словом). Поблагодарив, водящий переходит к следующему участнику и т.д., пока не обойдет всех по кругу. Игра заканчивается тогда, когда все побывают в роли водящего. Упражнение «Аплодисменты». Инструкция. Участники стоят в кругу. Водящий подходит к любому из участников и начинает ему аплодировать. Затем они вдвоем подходят к третьему и аплодируют ему и т.д. Последний ребенок получает аплодисменты от всей группы. Желательно, чтобы первый ребенок, к кому подошел ведущий, был активный, уверенный. А аплодисменты всей группы часто получает несмелый, застенчивый, испытывающий трудности в общении. 3. Основная часть. а) Диагностическое задание «Нарисуй себя» (методика А.Прихожан). Инструкция. Каждому ребенку предлагается сложенный пополам лист бумаги, на одной стороне которого нужно нарисовать плохого мальчика или девочку (в зависимости от пола ребенка), на другой — хорошего, а на третьей стороне — нарисовать самого себя. Для изображения «плохого» персонажа используется черный и коричневый карандаш, для «хорошего» – красный и синий, а самого себя можно рисовать всеми четырьмя карандашами. Задание позволяет получить информацию о самооценке ребенка и об эмоциональном отношении к себе. б) Упражнение «Копилка первоклассника». Инструкция. Детям предлагается «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче – подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково – то, не смотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети. в) Упражнение «Гадалка». Инструкция. Ведущий изображает цыганку и предлагает детям «погадать». Дети по очереди обращаются к ней со словами: «Цыганка-гадалка, расскажи, какой я?» Ведущий держит за спиной карточки с написанными на них «светлыми» качествами людей. Он вытаскивает их по одной и предъявляет ребенку со словами: «Правильно я нагадала?». Ребенок может согласиться или засомневаться, отказываться. Задача ведущего, с одной стороны, поддержать ребенка, с другой – убедить в том, что это качество у него присутствует. г) Кричалка «Я хороший». Инструкция. Каждому участнику группы предлагается представить себя стоящими на сцене. В качестве сцены – стул. Ребенок становится на стул, лицом к «зрителям» и три раза произносит фразу «Я очень хороший». Причем первый раз тихо, второй раз — громче, а третий – очень громко. «Зрители» встречают «выступления» бурными аплодисментами и криками «Браво». 4. Обмен впечатлениями, обратная связь. 5. Прощание. Упражнение «Колокол». 8. 3. ЗАНЯТИЕ №3 «ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА» ЦЕЛЬ: изучение формирования навыков произвольности, умения следовать инструкции взрослого, самостоятельно выполнять задание. 1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». Инструкция. Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга следующим образом: повернуться к соседу слева, посмотреть в глаза и подарить ему улыбку, а затем сказать что-то приятное. Упражнение выполняется в кругу. 2. Разминка. Упражнение «Собираем портфель». Инструкция. Дети сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я возьму с собой в портфель…» — и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который назвал предыдущий ребенок и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы. Упражнение «Громко – тихо». Инструкция. Ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь…», «На уроке физкультуры ты говоришь…», «У доски отвечаешь…», «Повторяешь правило…» и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!» -, или прошептать: «Тихо!». 3. Основная часть. а) Диагностическое задание «Графический диктант» (методика Д.Б. Эльконина). Инструкция. Ведущий предлагает выполнить задание: нарисовать узор по клеточкам сначала под диктовку взрослого, а затем дорисовать узор до конца строчки самостоятельно. Всего 3-4 узора. б) Упражнение «Шифровка». Инструкция. Детям предлагается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Необходимо внести в эти фигуры знаки, соответствующие образцу, например: в квадрате поставить точку, в круге – вертикальную черту, в ромбе – горизонтальную черту, треугольник оставить пустым. в) Упражнение «Урок и перемена». Инструкция. В начале игры ведущий называет различные формы деятельности: «Играем, читаем, пишем, считаем…», а дети отвечают, когда они этим занимаются: «На уроке» или «На перемене». Затем правила игры меняются. Ведущий обращается по очереди к каждому ребенку, говорит: «На уроке…», «После уроков…», «На перемене…» …, а ребенок называет виды деятельности, которыми он может заниматься в обозначенное время, например: «На уроке» — «Я слушаю учителя», «Я пишу», «Я решаю задачу» и пр. г) Диагностическое задание «Домик». Инструкция. Дети изображают на листе бумаги домик по образцу как можно точнее. Ведущий наблюдает за их работой, фиксируя все вопросы, комментарии, реакции. Затем задает всем детям по очереди вопрос: «Как ты считаешь, твой домик такой же, как у меня на рисунке?» — и фиксирует ответы. 4. Обмен впечатлениями. 5. Ритуал прощания. Упражнение «Колокол» 9. СЕМИНАР «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ?» Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания ребёнка. I часть. Теоретическая Утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка – является истиной. Конечно, ребенок не является чистым листом бумаги, на котором грамотный родитель может написать все, что захочет, а безграмотный может изуродовать. В нем самом есть силы и немалые. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные: эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание во многом определяет то, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка. Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка от рождения до 3-х лет. Это обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, формирует доверие к ребенку и его потребностям, подталкивая ее к поддерживающему, разрешающему поведению. Как результат – развитие у ребенка чувства доверия к миру, любознательность и открытость отношений. Примерно с 3-х лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции – контроль. Он может быть низким и высоким. Можно видеть родителей, которые предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на безоговорочном выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. Также можно видеть родителей, которые отстраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему правил. Контроль проявляется и в том, как родители стремятся к развитию ребенка. Одни натаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности, другие – не считают своих детей обладателями каких-то ярко выраженных достоинств. Родительское отношение мы видим и в различии методов воспитательного воздействия: родители, которые добиваясь послушания используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком, при этом эмоциональная поддержка присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований; и родители, которые не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: крику, подаркам и наказаниям. Эмоциональная поддержка или отсутствует или зависит от послушания ребенка. В зависимости от родительской установки формируется и ребенок. Первый тип детей – это зрелая личность. Компетентные дети формируются под воздействием такой установки родителей, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, с их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. Дети уверены в себе, им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские взаимоотношения. Это авторитетный стиль воспитания. Второй тип детей – избегающие дети. У них преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении дружеских контактов. Боятся новых ситуаций. Для их родителей характерно контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уровнем уважения к возможностям ребенка. Это авторитарный стиль воспитания. Третий тип детей – незрелые дети: не уверены в себе, настроение неустойчивое. Самоконтроль не сформирован. Своей инфантильностью он прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей. Главная черта поведения родителей – отсутствие способности к последовательному контролю. При этом может присутствовать эмоциональная поддержка. Это или либеральный или индифферентный стили воспитания. Родительская позиция не единственный фактор развития ребенка. Позиция формируется и от того, какое место в жизни человека занимает воспитательный процесс. Самое благоприятное последствие для развития ребенка будет в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого ценностным процессом. Если же для взрослого воспитание ребенка – это реализация потребности в эмоциональном контакте, т.е. он способ удовлетворения иных потребностей взрослого, тогда взрослый будет препятствовать эмоциональной жизни ребенка. Если воспитание ребенка для взрослого реализация потребности в смысле жизни, то взрослому не нужна самостоятельность ребенка. Он будет неосознанно препятствовать этой самостоятельности под любым предлогом. Если воспитание – это реализация потребности взрослого в достижениях под девиз: "Он добьется всего, чего не добилась я ", то ребенок воспринимается хорошим только тогда, пока реализует планы родителей и удовлетворяет их амбиции. Все эти позиции патологичны с точки зрения результатов воспитания, т.к. лишают ребенка права на собственную жизнь и судьбу. С каждым годом увеличивается процент детей больных неврозом. Неблагоприятное влияние на психическое здоровье детей называют и темпы нашей жизни, и чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, когда взрослые не могут разрешить свои внутриличностные конфликты. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причина конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимается как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации. II часть. Практическая Вступительное слово ведущего. В нем говорится о целях и задачах групповой работы, вырабатываются правила работы в группе, ведущий знакомит участников с тематикой и формой проведения занятий. Знакомство участников с правилами работы в группе. Примерный перечень правил такой:
Ритуал приветствия «Импульс». Участникам предлагается поздороваться: все становятся в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает передать рукопожатие- «импульс» от участника к участнику, молча, закрыв глаза. «Импульс» должен обойти круг и вернуться к ведущему. Упражнение «Имя и качество». Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое помогает ему в общении с людьми. Игровое упражнение «Закончи предложение» Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, при ответе участники передают друг другу мяч.
Вывод. Общение с ребёнком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ «я», взаимоотношения, самооценка. Игровая ситуация «Что бы Вы сказали?»
Выслушав ответы родителей, прослушиваются ответы детей (можно записанные на магнитофон). Дети говорили о том, как поступают их родители в выше перечисленных ситуациях. Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ» Родителям раздаются карточки с ситуациями Ситуация 1 Вы заходите в комнату и видите, что ребенок разбросал игрушки. Вы сердитесь и говорите: «Сколько раз я тебе повторяла, как надо играть»; «Я сержусь, когда ты не убираешь игрушки на место»; «Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха». Ситуация 2 Вы заняты очень важным делом. К Вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваши слова; «Не сейчас, видишь, я работаю»; «Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй»; «Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем». Ситуация 3 Ребенок приходит с улицы грязный. Вы говорите: «Вечно ты приходишь с улицы как поросенок»; «Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты?!»; «Я сержусь, когда ты приходишь домой грязным». Ситуация 4 Встретившись на улице с коллегой по работе, Вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает разговор: «Мама (папа), пойдем!» Ваши слова; «Ты что не видишь, я с тетей разговариваю»; «Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают»; «Не мешай нам разговаривать» Резюме. Одной из эффективных техник общения является «я выражение». Оно, в отличие от «ты выражения», не унижает и не оскорбляет ребенка. 6. Домашнее задание Задание 1: проанализировать, насколько удастся принимать своего ребенка. В течение нескольких дней, подсчитать: сколько раз вы обратились к ребенку с положительными высказываниями (радостным приветствием, поддержкой и пр.), сколько – с отрицательными высказываниями (упреком, замечанием, критикой). Задание 2: обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день (обычные утренние приветствия и поцелуи на ночь не считаются). Задание 3: выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства тоже. 7 «Обратная связь» Участники по кругу, предавая друг другу мяч, говорят о своих впечатлениях о занятии. 8. Ритуал прощания Ведущий предлагает участникам тренинга попрощаться с остальными, произнося слова «до свидания» с присущей только ему интонации. Литература:
Рекомендации родителям по воспитанию детей Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право, прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку. Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного). Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что наказан. Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга. Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей. Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию. Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами. Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими. Детям трудно воссоздать целостный образ взрослого человека, даже родителя. Они видят нас в основном дома, в минуты наибольшего расслабления, поэтому бытовое общение становится характеристикой нашего реального образа. Поэтому никакие наши рассказы о работе, о друзьях, не сотрут в памяти ребенка того, что он уловил в случайном взгляде, в зло брошенной реплике. 10. КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 10. 1. «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ» Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению. Кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, семья, воспитатели детского сада, или учителя, школа? Специалисты считают, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Учителя отмечают, что ребенка- первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. Почему же так получается? У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят. Часто родители не задумываются о необходимости стимулирования у ребенка желания учиться в школе. А тем не менее, для самого ребенка важен сам факт официального признания его взросления ( «Уже школьник!») Укрепляют его позицию школьника приготовление учебных пособий, покупка рюкзака, организация рабочего места, т.е. вся внешняя атрибутика школьной жизни. Очень важны для развития личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения. Ребенку надо говорить о том, что учение в школе – дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь! Перед поступлением ребенка в школу родителям желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить, как они уложатся в распорядок дня первоклассника. Но смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек, хотя и с некоторыми из них все же придется расстаться. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий распорядок дня, более продуманный отдых ребенка. Здесь нет одного для всех правила. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи. «Потихоньку» приучать ребенка к режиму, или скажем, выполнять за него часть обязанностей в надежде, что он «попривыкнет к школе» и потом все будет делать сам, — не лучший способ помощи. Именно на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей. Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для его учебного труда. Любая же «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей и принесет родителям в будущем немалую заботу. Родителям важно помнить о том, что чрезмерная забота делает ребенка нервными застенчивым, однако, ребенок, выросший в обстановке доброжелательности, скорее адаптируется к обществу, когда вырастет Родители должны иметь в виду, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной, содержательной жизни ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику и необходимые для успешного вхождения в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств. 10. 2. ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении, при решении элементарных задач. Ребенок охотно общается с взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других. Ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребенок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы. Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации. Обработка результатов 1-3 балла – ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Родителям следует задуматься. 4-8 баллов – да, ребенок хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то ребенок, в основном, мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний. 9-10 баллов – прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие годы. 12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В завершении данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать краткие выводы:
13. ЛИТЕРАТУРА
|