«Календарь обратного отчета» в работе с детьми дошкольного возраста» |
День Победы - 9 Мая | |||
Автор: Решедько Татьяна Николаевна, Ахметова Ксения Викторовна | |||
28.03.2020 16:44 | |||
«Календарь обратного отчета» в работе с детьми дошкольного возраста» Авторы:
воспитатели МДОУ «ЦРР – детский сад № 6» г. Энгельс, Саратовская область. 2020 год – юбилейный. Наша страна готовится отметить 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Чувство любви к своей Родине не возникает само по себе. Его нужно развивать с раннего детства. В детские годы формируется основные качества человека и то, что мы заложим в нем в начале жизненного пути – останется с ним навсегда. Особенно важно зародить у детей интерес к истории России. Но без помощи взрослого сам ребенок не сможет выделить из окружающей жизни главное и второстепенное. Объяснить детям дошкольного возраста, почему была война очень не просто. Это борьба добра со злом, и в то же время война – это уничтожение людей друг другом. Ребенок в этом возрасте не воспринимает мир трагически из-за отсутствия сформированности временных связей и ограниченного детского опыта.
Мышление детей в этот период развития носит конкретный характер и тесно связано с практической деятельностью. Поэтому необходимо уделить особое внимание развитию эмоционального восприятия данной темы. Люди нашей страны совершили героический подвиг, отстояв свою независимость и независимость будущих поколений. Важно донести до детей мысль о том, что спустя многие годы люди помнят о событиях военных лет, чтят память погибших. Воспитатель, знакомя дошкольников с историческими событиями, должен выбирать наиболее доходчивые формулировки объяснений, применять целый комплекс методов и приемов, которые будут стимулировать детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. Формы работы могут быть самыми разнообразными:
- самостоятельная художественная и конструктивная деятельность и многие другие формы работы. Очень важна и мировоззренческая позиция самого педагога. В основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение, поэтому педагог должен не навязывать, а побуждать интерес к истории страны. Патриотические чувства не могут возникнуть у дошкольника после несколько удачно проведенных бесед и занятий. Поэтому, для ознакомления детей нашей группы с событиями тех лет нами был создан календарь обратного отчета. Это одна из форм работы с воспитанниками, которая позволила нам на протяжении длительного времени целенаправленно и систематично воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Каждый лист календаря содержит даты, фото и текстовой компонент. На календаре четко выделена дата того или иного события. Дошкольники часто, во время совместных семейных прогулок по городу, видят мемориальные вывески, стелы, обелиски, увековечивающие память о людях и событиях военных лет. Но родители мало внимания уделяют данной теме, так как одни полагают, что ребенку рано еще рассказывать об этом, другие – не ставят патриотическое воспитание ребенка в ряд приоритетных. Создавая календарь, нам хотелось рассказать воспитанникам о событиях, участниками которых были жители нашего города, о том вкладе, который они внесли в общую Победу, почему улица носит имя именно этого героя, кому установлен памятник и почему. Классификация дат в календаре идет по принципу отражения событий каждого военногогода. (1941, 1942…1945г. г.). На страницах календаря с начала военных событий и до окончания войны, проследили боевой путь 148-й Черниговской дивизии и 588-го ночного легкобомбордировочного авиаполка, которые были сформированы в г. Энгельс. В конце каждой страницы есть пометка «До празднования Дня Победы…». Весь материал, с которым мы знакомим детей, тщательно отобран, исторически верен и адаптирован для детского восприятия. Перелистывая каждую страницу календаря, воспитатели продумывали, в каком виде лучше подать информацию, которая нашла отражение лишь в нескольких строках. Или это будет беседа с показом документальных снимков, экскурсия к памятной стеле, или в музей. Большую помощь в создании календаря нам оказали родители. Они поделились фотографиями из личного альбома, помогли подобрать иллюстративный материал, участвовали в проведении экскурсий и целевых прогулок, составляли рассказы на тему: «Наш прадедушка – участник Великой Отечественной войны». Несколько страниц календаря посвятили теме «Энгельс – прифронтовой». В городе были созданы фронтовые бригады, девиз которых был: «Работать по-фронтовому, не покидать цеха, пока не будет выполнено задание». Жители города, оставшиеся в тылу, оказывали помощь армии. Старики, женщины и дети работали на фабриках и заводах, выпуская танки, самолеты и снаряды, на полях выращивали хлеб, шили форму, готовили запасные части для техники. В рассказах о Великой Отечественной войне следует упомянуть о том, какое это было тяжелое время для тех, кто не ушел на фронт, не говоря уже о тех, кто сражался на передовой. Детям сложно выразить словами свои чувства и переживания, и тогда приходит на помощь воображение. Полученные детьми в процессе экскурсий, прогулок, бесед и чтения информация и впечатления находят отражение в разнообразных видах деятельности – художественном и изобразительном творчестве, в игре, создании мини-музеев, выставок, экспозиций, коллекций при активном участии педагогов и родителей. Нужно ли детям рассказывать о Великой Отечественной войне, сражениях? Да, это необходимо делать. И чем старше дошкольники, тем подробнее необходимо беседовать о событиях тех лет. Подрастающее поколение должно ценить то, что они живут в мирное время. Знать о тех людях, которые избавили человечество от фашизма. Рассказывая детям о тяжелом периоде нашей страны, подвиге советского народа, мы поможем определить отношение ребенка к себе и миру, научим сопереживать и сочувствовать чужой беде, гуманности. Знакомя детей с подвигом их прадедов, мы закладываем основы патриотизма, воспитываем всесторонне развитую личность.
|