Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «История войны в живописи» или Ожившая картина
День Победы - 9 Мая
Автор: Кичкирева Татьяна Анатольевна   
26.03.2020 15:57

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «История войны в живописи» или Ожившая картинаМастер – класс для воспитателей ДОУ «История войны в живописи» или Ожившая картина

Автор: Кичкирева Татьяна Анатольевна

Цель: расширять представления о творчестве мордовских художников о годах войны.

Задачи:

Развивающие:

  • Познакомить с репродукциями мордовских художников, расширяя знания о ВОВ, о подвиге советского народа.

Развивающие:

  • Помочь «оживить» историческое событие, почувствовать себя его персонажем, ощутить эмоции пережитые героями картины, создавая видимые условия того времени, развивая метод эмпатии.
  • Развивать умение понимать и ценить искусство, способствовать тому, чтобы через него люди глубже понимали жизнь и больше её любили.
  • Совершенствовать творческую активность и умение работать в группе.

Скачать презентацию

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства: уважение к поколению военных лет, к духовным ценностям, гордость за Родину и подвиг народа.

Материал: репродукции картин мордовских художников: Сычков Ф.В. «Пионеры у раненых бойцов», Мисюра А.А. «Прощание», Ноздрин Е.А. «Девятое мая», Обухов Н.М. «Дорога. (Ожидание)», Попков

Костюмы.

Ход:

Воспитатель: Уважаемые коллеги!

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа, испытанием мужества, стойкости, сплоченности и героизма. Выстоять в войне с фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Чувство оптимизма и веры в победу укреплялось искусством. Вера в победу помогала мастерам на протяжении четырех лет войны создавать яркие произведения изобразительного искусства. «Искусство помогает воевать», — говорили художникам партизаны.

Война в судьбе мордовских художников стала важным этапом, сформировав в их душе высокие нравственные качества, помогла понять главное в жизни, надолго определила темы и сюжеты творчества

Слайд №1

Сычков Федот Васильевич – основоположник профессиональной живописи Мордовии и яркий художник. В годы войны он был уже не молод, но тема тяжёлых испытаний, героической помощи тыла фронту, радостных победных встреч нашла отражение в его творчестве. Много заботы о раненых проявляли школьники и пионеры. Почти у каждой школы был подшефный госпиталь. В свободное от учёбы время школьники приходили к раненым, давали концерты, помогали писать письма, читали газеты и журналы. Такой момент отражён в картине «Пионеры у раненых бойцов», написанной в 1943.

Слайд№2.

Мисюра Анатолий Антонович (1932 – 1979) – живописец, писал тематические картины, пейзажи, портреты и натюрморты. Работы художника выполнены в традициях «сурового стиля», в них отражена правда жизни. Характерные черты – обобщенность формы, лаконичность, чёткий рисунок, но главное – внутренний драматизм.

Сюжет картины «Прощание» (1967г) основан на личных воспоминаниях. Художник родился на Украине и был свидетелем страшных военных лет. Его старший брат погиб на войне, родных расстреляли немцы. Он видел как женщины провожали на фронт своих мужей, сыновей и братьев. Чуткие кони на картине с огромными печальными глазами вносят ноту напряжённого волнения. Лица солдат сосредоточены и решительны. В картине передана не только горечь расставания, но и уверенность в победе.

Слайд№3.

Ноздрин Евгений Алексеевич (1920 – 1997) — заслуженный деятель искусств МАССР. После окончания пензенского художественного училища в 19940 году был призван на военную службу во флот. Но живопись не бросил: организовал изостудию, преподавал в ней после вахты, свои работы посвящал подвигам советских солдат.

Чем дальше от нас война, тем величественней подвиг, который совершили наши художники вместе с советским народом. И тем благородней наша память о том великом времени. Поэтому с таким проникновением и тёплым чувством мы смотрим на групповой портрет ветеранов, героев Советского Союза на картине «Девятое мая» (1972). На фоне цветущего майского сада трое фронтовиков – товарищей вспоминают тяжёлые годы, своих боевых друзей, не пришедших с войны. Как тяжелы их мысли, как светел их взгляд..

Слайд№4

Обухов Николай Михайлович (!924 – 1988) – заслуженный художник МАССР, участник Великой Отечественной войны, был артиллеристом – миномётчиком. Командиром орудия. Дважды тяжело ранен, контужен. Скульптор, живописец, педагог, мастер огромного творческого диапазона. Он создал целый ряд скульптурных ансамблей и памятников, посвященных воинам, погибшим в войне. Его монументы находятся во многих городах и сёлах нашей республики.

Особую значимость в творчестве мастера занимают скульптуры, посвящённые годам войны. Небольшое по объёму произведение «Дорога» или «Ожидание» потрясает своим эмоциональным накалом. Женская фигура скорбно застыла в трагическом ожидании. Она проводила на фронт близкого человека и теперь будет ждать и надеяться, что он вернётся. Произведение потрясает трагической силой и острым душевным переживанием.

Слайд №5.

Попков В.А. (1941 – 2009) – заслуженный художник РСФСР, народный художник МАССР, заслуженный деятель искусств МАССР. Живописец и график.

Одна из главных тем творчества художника – историческая память, преемственность поколений. На создание картины «В годы войны» его подвигли детские воспоминания го праздниках дней Победы и воспоминания пришедших с войны солдат. В работах на тему войны художник выражает светлую благодарность людям, которые в труднейших испытаниях, жертвуя жизнью, отстояли свободу и мир.

И мы, современное поколение, должны об этом помнить и знать, в чём помогают полотна мордовских художников, которые находятся в музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в нашем городе Саранске.

Воспитатель: Сегодня мы попробуем «оживить» картину

одного из художников, но для этого мы должны выполнить некоторые упражнения.

Упражнения для воплощения идеи «оживление»

Работа в группах «Что думают персонажи картины?»

Каждая группа получает задание по персонажу, изображённому на репродукции. Нужно от его лица, «прочитав его мысли», ответить на вопросы: Что я чувствую? Чего я не люблю? Чего я боюсь?

О чём я мечтаю?

При подведении итогов группа читает ответы на вопросы, а остальные должны догадаться, от имени какого персонажа ведётся рассказ.

Игровое упражнение «Замри – отомри»

Участники в произвольном порядке двигаются, по команде «замри!» нужно остановиться и не двигаться, приняв позу выбранного персонажа картины.

Проблемный диалог об отличительных признаках живых объектов. При обсуждении необходимо выяснить, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы

Метод фантазирования. Необходимо представить себя в роли героя картины и рассказать о себе. Например: Я военный лётчик. Меня ранило, когда я летал в разведку. Мой самолёт был сбит противником, но я посадил его на поле, которое было заминировано. Проходя по нему, я подорвался. Сколько пролежал на поле – не знаю, но очнулся уже в госпитале. Раны ещё болят, но я рвусь на передовую. Сегодня в госпиталь пришли пионеры. Как же это радостно…

Или: я пионерка Катя, сегодня сл своими подругами пришли в госпиталь. Мы принесли цветы, яблоки из своего сада, чтобы хоть чуточку порадовать раненых солдат. Я встала рано, нарядилась, надела самое любимое платье, вплела атласные ленточки в косы и побежала.

И так каждый участник.

Сейчас мы будем «оживлять» картину Ф. Сычкова «Пионеры помогают раненым» и нам необходимо передать историческую достоверность каждого художественного образа. Представьте себе госпиталь, раненые и выздоравливающие солдаты советской Армии принимают пионеров…

Педагоги переодеваются.

В заключении звучит вальс или читается стихотворение — всё «оживает»

Воспитатель:

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей живописи и является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год