Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины.
Нарушение зрения у детей
Автор: Филиппова Надежда Анатольевна Фомина Светлана Фёдоровна   
18.06.2024 20:49

Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины.Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины.

  • Филиппова Н.А.,
  • Фомина С.Ф.

МАДОУ «Детский сад №9 «Журавлик», г. Великий Новгород

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) проводит специальные коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения зрения. Одним из видов таких занятий является развитие зрительного восприятия. Это обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего.

Освоение предметного мира, развитие предметных действий, анализ у детей со зрительными нарушениями, где требуется зрительный контроль, происходит сложнее, они носят замедленный характер. Поэтому, чтобы подготовить ребенка с нарушением зрения к восприятию сюжетного изображения в старшем дошкольном возрасте, необходимо последовательно и поэтапно развивать свойства восприятия, такие как: предметность, константность, избирательность, целостность.

На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи.

В младшем и среднем возрасте учим детей с нарушением зрения правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами в играх: «Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подберипару» и другие.

 

Скачать конспект

Учим сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами. Например, такие игры и упражнения: «Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветно)», «Совмести контурное и силуэтное по изображение», «Найди предмет по контурному и силуэтному изображению» и другие.

У детей в возрасте от 4 до 5 лет восприятие постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующем.

В своей практической коррекционно-педагогической деятельности при рассматривании сюжетной картины с детьми среднего дошкольного возраста мы используем разные варианты заданий и упражнений.

Предлагаем варианты заданий и упражнений по картине «Дети гуляют в парке осенью». (ФОТО 1).

Беседа по картине (по вопросам педагога): учить видеть основной сюжет картины (кто, что, где, когда).

Силуэты мальчика и девочки: моделирование пространственных отношений объектов на плоскости.

Выкладывание силуэтов на фланелеграфе (по образцу, по памяти). (ФОТО 2).

Разноцветные листочки: развитие умений видеть сенсорные эталоны в сюжетном изображении (цвет, форма).

- «Найди такой же листочек, как у мальчика». Выбрать из множества.

(ФОТО 3).

- «Найди на карточке такой же листочек и закрась».

(ФОТО 4)

Выбери осенние картинки: формировать представления о сезонных изменениях в природе.

Выбор осенних картинок из множества других (осенние, зимние, летние). (ФОТО 5).

Лабиринт: развитие зрительных функций, внимания, зрительно-пространственной ориентировки, координации движений.

На полу перепутанные дорожки из цветных шаблонов листьев. «Пройди только по кленовым листочкам». (ФОТО 6).

Зрительная гимнастика: «Проследи глазками за листочком» (педагог перемещает зрительный ориентир). (ФОТО 7).

Физкультминутка «Листочки»

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим. Плавное качание руками вверху над головой,

взгляд на руки.

Дунул ветер – полетели. Руки в стороны. Покачивание.

Мы летели, мы летели. Вращение вокруг себя.

И на землю тихо сели. Присели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял Встали.

Закружились, полетели,

И на землю снова сели. Вращение вокруг себя. Сели на место.

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  2. ПодколзинаЕ. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения. // Дефектология, 2002. №6
  3. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – СПб.: КАРО, 2007.
  4. Рудакова Л.В. Методические рекомендации: «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим» для детей с нарушением зрения. – РГПУ им. А.И. Герцена, 1986.
  5. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зре-ние. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначе-ния. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год