Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины. |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Филиппова Надежда Анатольевна Фомина Светлана Фёдоровна | |||
18.06.2024 20:49 | |||
Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины.
МАДОУ «Детский сад №9 «Журавлик», г. Великий Новгород Учитель-дефектолог (тифлопедагог) проводит специальные коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения зрения. Одним из видов таких занятий является развитие зрительного восприятия. Это обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, анализ у детей со зрительными нарушениями, где требуется зрительный контроль, происходит сложнее, они носят замедленный характер. Поэтому, чтобы подготовить ребенка с нарушением зрения к восприятию сюжетного изображения в старшем дошкольном возрасте, необходимо последовательно и поэтапно развивать свойства восприятия, такие как: предметность, константность, избирательность, целостность. На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи. В младшем и среднем возрасте учим детей с нарушением зрения правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами в играх: «Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подберипару» и другие.
Учим сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами. Например, такие игры и упражнения: «Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветно)», «Совмести контурное и силуэтное по изображение», «Найди предмет по контурному и силуэтному изображению» и другие. У детей в возрасте от 4 до 5 лет восприятие постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующем. В своей практической коррекционно-педагогической деятельности при рассматривании сюжетной картины с детьми среднего дошкольного возраста мы используем разные варианты заданий и упражнений. Предлагаем варианты заданий и упражнений по картине «Дети гуляют в парке осенью». (ФОТО 1). Беседа по картине (по вопросам педагога): учить видеть основной сюжет картины (кто, что, где, когда). Силуэты мальчика и девочки: моделирование пространственных отношений объектов на плоскости. Выкладывание силуэтов на фланелеграфе (по образцу, по памяти). (ФОТО 2). Разноцветные листочки: развитие умений видеть сенсорные эталоны в сюжетном изображении (цвет, форма). - «Найди такой же листочек, как у мальчика». Выбрать из множества. (ФОТО 3). - «Найди на карточке такой же листочек и закрась». (ФОТО 4) Выбери осенние картинки: формировать представления о сезонных изменениях в природе. Выбор осенних картинок из множества других (осенние, зимние, летние). (ФОТО 5). Лабиринт: развитие зрительных функций, внимания, зрительно-пространственной ориентировки, координации движений. На полу перепутанные дорожки из цветных шаблонов листьев. «Пройди только по кленовым листочкам». (ФОТО 6). Зрительная гимнастика: «Проследи глазками за листочком» (педагог перемещает зрительный ориентир). (ФОТО 7). Физкультминутка «Листочки» Мы – листики осенние, На ветках мы сидим. Плавное качание руками вверху над головой, взгляд на руки. Дунул ветер – полетели. Руки в стороны. Покачивание. Мы летели, мы летели. Вращение вокруг себя. И на землю тихо сели. Присели. Ветер снова набежал, И листочки все поднял Встали. Закружились, полетели, И на землю снова сели. Вращение вокруг себя. Сели на место. Литература:
|