Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Клетка в гости к нам пришла…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Герасимова Галина Анатольевна | |||
14.02.2022 19:48 | |||
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Клетка в гости к нам пришла…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа – детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга (Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдо-мнемотехники) Герасимова Г. А., учитель-дефектолог (тифлопедагог) 15. 04. 2020г Цель: развитие зрительного восприятия. Коррекционно-образовательные задачи:
Оздоровительные задачи:
Использовать здоровьесберегающие технологии:
Оборудование: Презентация к занятию. Телевизор. Большой фланелеграф, с рядами и столбиками клеток. Красный и зеленый квадраты для дыхательной гимнастики. Мнемотаблицы для индивидуальной работы детей. Листы с изображением и букв в перекрытом контуре. Зрительные стимулы для зрительной гимнастики. Цветные квадратики для рефлексии. Мешочки с цифрами для определения на ощупь. Карточки с цифрами. Ход образовательной деятельности: 1. Организационный момент Дети входят в кабинет, здороваются. Тифлопедагог: Давайте настроимся на работу. Выбросьте из головы кричалки, шумелки, пыхтелки, дразнилки (имитирует выбрасывание из головы). Настройка на деятельность (синектика). Тифлопедагог: «Положите левую руку на грудь и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем возбуждающий красный. Дети выполняют дыхательную гимнастику. 2. Основная часть Тифлопедагог: Молодцы. Садитесь, пожалуйста, за столы. Послушайте песню. Слайд №1 Заставка (включает песню «Учат в школе», дети слушают один куплет). Тифлопедагог: Скажите, пожалуйста, о чем поется в этой песне? (В песне поется о школе, о том чему учат в школе …). Слайд№2 Тифлопедагог: А вы хотите пойти в школу и стать учениками? (Да, хотим). Тифлопедагог: Ребята! Посмотрите! Слай№ 3 Сегодня в гости к вам пришла Клеточка из школьной тетради. Она предлагает поиграть в интересные игры, которые помогут вам успешно учиться в школе. Поиграем? (да!) Слайд№4. Тифлопедагог: Посмотрите, что это такое, как вы думаете? (Клеточное поле). Тифлопедагог: Правильно, молодцы! Слайд № 5. Тифлопедагог: Вспомните, как расположены клетки на клеточном поле. (Слева направо – в ряд). Слайд № 6. Тифлопедагог: А на этом клеточном поле? (Дети: Сверху вниз – в столбик). Тифлопедагог: Совершенно верно. Подойдите к большому фланелеграфу (на фланелеграфе расположены в рядах и столбиках квадраты с изображением клетки, на обратной стороне которых написаны названия игр). Клеточка спрятала игры в рядах и столбиках этого клеточного поля. Сосчитайте, сколько здесь рядов и столбиков. Дети считают и отвечают. (Четыре ряда и четыре столбика). Тифлопедагог: Адрес первой игры: второй ряд, третий столбик. Найдите ее. (Дети находят). Тифлопедагог (переворачивает обратной стороной квадратик с клеткой и называет игру). Игра называется «Запомни и повтори». Присаживайтесь за столы. Тифлопедагог: Перед тем, как начать играть, давайте оденем «думающую шапочку» и сделаем массаж ушей, чтобы быть внимательными и хорошо все запоминать (педагог и дети имитируют одевание шапочки и делают массаж ушей). Тифлопедагог: Ребята, а что вы знаете про школу? (идут в школу 1 сентября, в школу ходят дети учиться, у них есть портфели, их учит учитель……) Тифлопедагог: Давайте попробуем с помощью таблицы рассказать о школе. Посмотрите внимательно на экран. Слайд № 7. В каждой клетке этой таблицы находится картинка, которая поможет вам рассказать о школе. Сначала расскажу я, а вы запоминайте. (Тифлопедагог рассказывает по таблице о школе, дети смотрят и запоминают). Цифра 7- в семь лет дети идут в школу Линейка – она нужна в школе. Цифра 1 – Дети идут в школу 1 сентября. Портфель – он нужен для учебников и т.п. Буква Ш- слово «школа» начинается с нее. Буква О- осенью начинается учебный год. Книга- дети в школе читают книги. Прямоугольник – портфель, пенал и книга прямоугольной формы. Звонок – уроки начинаются после звонка. Тифлопедагог: Посмотрите внимательно на таблицу, запомните знаки в клеточках и нарисуйте их у себя на листочках в пустой таблице. Раз, два, три, запомни и повтори! Дети запоминают и рисуют знаки у себя на листочках в пустой таблице. Слайд № 8. Заставка Тифлопедагог: Давайте проверим. Слайд – на проверку задания № 9 (повтор слайда № 7). А теперь, глядя на свою таблицу, попробуйте вы рассказать о школе (дети рассказывают, опираясь зрительно на картинки). Слайд № 10. Заставка Тифлопедагог: Молодцы. Чтобы снять напряжение с глаз, клеточка предлагает вам сделать зрительную гимнастику (дети берут в руки зрительные стимулы, с которыми выполняют зрительную гимнастику). Мы с клеточкой играем, напряжение с глаз снимаем Клеточки играют, глазки их догоняют. Глазки кверху поднимаю, клеточку там наблюдаю Глазки вниз я опущу, клеточку там отыщу. Глазки вправо отведу – клеточку я там найду. Глазки влево отведу – на соседа посмотрю. Я за клеточкой слежу, По кругу глазками вожу. Повернусь теперь я прямо и закрою их руками. Тифлопедагог: Продолжаем играть? (да). Подойдите к фланелеграфу. Давайте посмотрим, какую еще игру приготовила для нас клеточка. Ее адрес: четвертый ряд второй столбик. Найдите ее. Дети находят квадратик с клеточкой. Тифлопедагог: Называется она «Определи на ощупь». Возьмите по мешочку и присядьте за столы. Клеточка предлагает вам определить на ощупь, какие цифры спрятались в мешочках. Пощупайте мешочки, определите цифру, найдите карточку с такой же цифрой и покажите ее (карточки лежат на подносе). Дети выполняют задание. Тифлопедагог: Проверяем. Достаньте из мешочка и сравните с цифрой на карточке. У всех одинаковые цифры? Тифлопедагог: Предлагаю сделать разминку (дети выполняют упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи, одновременно произносят слова). Дружно встали на разминку И назад сгибаем спинки. Раз, два, три, раз, два, три, В потолок ты посмотри. Руки ставим перед грудью Рывки руками делать будем. Раз, два, три, раз, два, три, По сторонам ты посмотри. Наши плечи разминаем. Руки взад, вперед вращаем. А теперь их разогнем И опять вращать начнем. Головой теперь покрутим, Так мы лучше видеть будем. Поворот и поворот, а теперь наоборот. Покрутили головой и усталость с плеч долой. Тифлопедагог: Подойдите к фланелеграфу и найдите следующую игру, которую спрятала клеточка по адресу: первый ряд, первый столбик (дети находят). Игра называется «Собери портфель». Слушайте внимательно. Очень быстро отвечайте, да смотрите, не зевайте. Называю я предмет. Он подходит к школе или нет? Если да — в ладоши хлопни. Если нет- ногою топни. Только пол не провали. Все понятно? Раз, два, три. Кошелек, пенал, расческа, пылесос, тетрадь и соска. Карандаш, бинокль, духи. Две засушенных блохи. Краски, ластик и подушка, кисточка, дневник и клюшка. Все предметы мы собрали и в портфель упаковали. Тифлопедагог: Молодцы. Назовите адрес следующей игры, которую предлагает нам Клеточка (показывает на квадрат в третьем ряду втором столбике). Игра называется «Найди и обведи»». Присаживайтесь за столы. Прежде чем играть в эту игру, давайте разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для тренировки пальцев и положите их перед собой. Пальчиковая гимнастика. Клетка в гости к нам пришла. Много игр нам принесла. Чтоб красиво рисовать И руке не уставать Мы гимнастику начнем, Каждый пальчик разомнем Дети выполняют гимнастику для пальцев со словами. Тифлопедагог: В школе вы будете учиться писать, читать. Клеточка предлагает вам найти на листе буквы среди других предметов и обвести их фломастером. Возьмите листы с заданиями, рассмотрите предметы, найдите и обведите только буквы. Проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание. Дети выполняют задание в перекрытом контуре, затем проверяют задания друг у друга. Тифлопедагог предлагает детям выйти из-за столов и составить слово из обведенных букв. Интересно, какое слово получится из этих букв? Дети: «Клетка». 3. Заключительная часть. Рефлексия. Тифлопедагог: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поиграли в игры, которые вам пригодятся в школе. Клеточка предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно — синие. Давайте подарим квадратики клеточке. Дети прикрепляют квадратики к клеточке. Тифлопедагог: Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо Клеточке за интересные игры и вам за хорошую работу.
|