ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Булатова Елена Владимировна | |||
02.12.2016 09:46 | |||
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Булатова Елена Владимировна, МПГУ, Институт детства, дефектологический факультет, кафедра олигофренопедагогики, магистрант; научный руководитель: Данилова А.М. Аннотация: статья посвящена анализу и оценке уровня развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения до и после психолого-педагогической помощи, а также выявлению условий эффективности коррекционно-развивающей программы.
Ключевые слова: ориентирование в пространстве, косоглазие, амблиопия, дошкольный возраст, монокулярный характер зрения, системность и комплексность коррекционного обучения, игровые технологии, коррекционно — развивающая программа. Среди детей со зрительной патологией дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую обширную группу. В исследованиях Л.А. Григорян, А.Н. Добромыслова, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.А. Ремезовой и др. отражены особенности зрительно — пространственного восприятия детей этой категории, обусловленные монокулярным характером зрения: невозможность полноценно воспринимать удаленность, глубину, объемность и протяженность пространства; сложность фиксации истинного положения объектов в пространстве. Существует противоречие между необходимостью формирования навыков ориентирования в пространстве у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией и недостаточной разработанностью вопросов, касающихся изучения особенностей этих навыков и путей их развития у детей названной категории. С целью выявления психолого–педагогических условий развития ориентирования в пространстве старших дошкольников с нарушением зрения и проведения на их основе коррекционно-развивающей программы был проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В процессе экспериментального исследования использовались следующие методы: анализ научно – педагогической, психологической и специальной методической литературы; беседа; наблюдение; дидактические игры и упражнения; анализ продуктивной деятельности детей. Очевидно, что первым этапом в решении проблемы развития ориентирования в пространстве у дошкольников с нарушением зрения должно быть системное и комплексное исследование уровня развития пространственной ориентировки у данной категории детей. С этой целью был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6 и 7 лет (подготовительная группа). По данным офтальмологического обследования у всех детей было диагностировано содружественное косоглазие с различной степенью выраженности дисбинокулярной амблиопии. Острота центрального зрения у испытуемых — от 0,4 до 0,7 на лучше видящем глазу, и от 0,1 до 0,4 — на хуже видящем. Эксперимент проводился в период окклюзионного лечения, при котором из акта зрения выключается лучше видящий глаз. В соответствии с необходимостью в дальнейшем проведения формирующего и контрольного эксперимента все испытуемые были разбиты на две группы (случайным образом):
Для анализа и оценки уровня сформированности навыков ориентировки была использована диагностика Л.Б. Осиповой (1). Диагностировались следующие параметры: 1. Ориентировка в схеме собственного тела. Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху — внизу, спереди — сзади, правая рука – левая рука). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла. 2. Ориентировка относительно себя. Выявляется знание понятий: вперёд – назад; вверх – вниз; направо – налево; вперёд – направо; вперёд – налево; назад – направо; назад – налево; впереди – сзади; сверху – снизу; справа – слева; впереди – справа; впереди – слева; сзади – справа; сзади – слева; относительно себя. В качестве материала используются флажок и игрушки. 3. Ориентировка относительно предмета. Выявляется знание понятий впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. 4. Ориентировка по схеме. Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур. 5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния. Выявляется ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния. Используются:
Таким образом, анализ результатов диагностики уровня развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения показал преимущественно низкий уровень выраженности всех пяти компонентов. Далее был разработан и проведен формирующий эксперимент, проходящий в три этапа с использованием специальных методов и приемов, определяющих коррекционную направленность обучения. Коррекционно — развивающая программа проводилась с соблюдением условий системности программы, ее комплексности и использования игровых технологий. Системность Данное условия предполагает работу, как над основным, так и вторичными отклонениями развития; сочетание общих принципов работы и индивидуального подхода к каждому ребенку. Комплексность Данное условие предполагает сочетание коррекционной работы как на общеобразовательных и коррекционных занятиях, так и во внеурочной работе; сочетание общих принципов работы и индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Игровые технологии Данные условие предполагает использование в коррекционно -развивающей программе игровых технологий. В ходе экспериментальной работы по развитию ориентирования в пространстве у детей с нарушением зрения решались следующие: 1. Задачи обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировки в окружающем пространстве «от себя»; «от другого человека»; 2. Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, применять в практической ориентировке; 3. Обучение моделированию предметно — пространственных построений, помещений детского сада, участка, чтению их схем; самостоятельному составлению схем; формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием. После прохождения коррекционно — развивающей программы, был проведен контрольный эксперимент, в рамках которого было показано, что в экспериментальной группе по всем пяти показателям ориентирования в пространстве после проведения коррекционно-развивающей программы произошло уменьшение доли детей с низким уровнем развития и увеличение доли детей со средним и высоким уровнем развития показателей пространственной ориентировки. В контрольной группе изменения распределения детей по уровню развития показателей пространственной ориентировки незначительные. Обобщающие результаты контрольного эксперимента приведены в таблице 2. Результаты контрольного эксперимента позволяют говорить о том, что получила подтверждение гипотеза исследования – программа развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет эффективна, если будут соблюдаться условия системности, комплексности и использования игровых технологий. Литература: 1. Осипова Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: Методическое пособие. – Челябинск, 2005. – 59 с.
|