Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Нарушение зрения у детей
Автор: Булатова Елена Владимировна   
02.12.2016 09:46

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Булатова Елена Владимировна, МПГУ, Институт детства, дефектологический факультет, кафедра олигофренопедагогики, магистрант;

научный руководитель: Данилова А.М.

Аннотация: статья посвящена анализу и оценке уровня развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения до и после психолого-педагогической помощи, а также выявлению условий эффективности коррекционно-развивающей программы.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: ориентирование в пространстве, косоглазие, амблиопия, дошкольный возраст, монокулярный характер зрения, системность и комплексность коррекционного обучения, игровые технологии, коррекционно — развивающая программа.

Среди детей со зрительной патологией дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую обширную группу. В исследованиях Л.А. Григорян, А.Н. Добромыслова, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.А. Ремезовой и др. отражены особенности зрительно — пространственного восприятия детей этой категории, обусловленные монокулярным характером зрения: невозможность полноценно воспринимать удаленность, глубину, объемность и протяженность пространства; сложность фиксации истинного положения объектов в пространстве.

Существует противоречие между необходимостью формирования навыков ориентирования в пространстве у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией и недостаточной разработанностью вопросов, касающихся изучения особенностей этих навыков и путей их развития у детей названной категории.

С целью выявления психолого–педагогических условий развития ориентирования в пространстве старших дошкольников с нарушением зрения и проведения на их основе коррекционно-развивающей программы был проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В процессе экспериментального исследования использовались следующие методы: анализ научно – педагогической, психологической и специальной методической литературы; беседа; наблюдение; дидактические игры и упражнения; анализ продуктивной деятельности детей.

Очевидно, что первым этапом в решении проблемы развития ориентирования в пространстве у дошкольников с нарушением зрения должно быть системное и комплексное исследование уровня развития пространственной ориентировки у данной категории детей. С этой целью был проведен констатирующий эксперимент.

В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6 и 7 лет (подготовительная группа). По данным офтальмологического обследования у всех детей было диагностировано содружественное косоглазие с различной степенью выраженности дисбинокулярной амблиопии. Острота центрального зрения у испытуемых — от 0,4 до 0,7 на лучше видящем глазу, и от 0,1 до 0,4 — на хуже видящем. Эксперимент проводился в период окклюзионного лечения, при котором из акта зрения выключается лучше видящий глаз.

В соответствии с необходимостью в дальнейшем проведения формирующего и контрольного эксперимента все испытуемые были разбиты на две группы (случайным образом):

  • 1 группа – экспериментальная; 10 чел. в возрасте от 6,8 до 7 лет. С этими детьми на этапе формирующего эксперимента будет проводиться программа развития навыков пространственной ориентировки.
  • 2 группа – контрольная; 10 чел. в возрасте от 6,3 до 7 лет. С этими детьми на этапе формирующего эксперимента не будет проводиться программа развития навыков пространственной ориентировки.

Для анализа и оценки уровня сформированности навыков ориентировки была использована диагностика Л.Б. Осиповой (1).

Диагностировались следующие параметры:

1. Ориентировка в схеме собственного тела.

Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху — внизу, спереди — сзади, правая рука – левая рука). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла.

2. Ориентировка относительно себя.

Выявляется знание понятий: вперёд – назад; вверх – вниз; направо – налево; вперёд – направо; вперёд – налево; назад – направо; назад – налево; впереди – сзади; сверху – снизу; справа – слева; впереди – справа; впереди – слева; сзади – справа; сзади – слева; относительно себя. В качестве материала используются флажок и игрушки.

3. Ориентировка относительно предмета.

Выявляется знание понятий впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства.

4. Ориентировка по схеме.

Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур.

5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния.

Выявляется ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния. Используются:

  1. Звучащие предметы, такие как колокольчик, будильник, радио и др.
  2. Звуки природы, города, бытовые звуки.
  3. Набор запахов, присущий помещениям.
  4. Кабинет врача.
  5. Кухня.

Таким образом, анализ результатов диагностики уровня развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения показал преимущественно низкий уровень выраженности всех пяти компонентов.

Далее был разработан и проведен формирующий эксперимент, проходящий в три этапа с использованием специальных методов и приемов, определяющих коррекционную направленность обучения.

Коррекционно — развивающая программа проводилась с соблюдением условий системности программы, ее комплексности и использования игровых технологий.

Системность

Данное условия предполагает работу, как над основным, так и вторичными отклонениями развития; сочетание общих принципов работы и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Комплексность

Данное условие предполагает сочетание коррекционной работы как на общеобразовательных и коррекционных занятиях, так и во внеурочной работе; сочетание общих принципов работы и индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Игровые технологии

Данные условие предполагает использование в коррекционно -развивающей программе игровых технологий.

В ходе экспериментальной работы по развитию ориентирования в пространстве у детей с нарушением зрения решались следующие:

1. Задачи обобщение знаний о пространственном расположении частей

своего тела, ориентировки в окружающем пространстве «от себя»; «от другого человека»;

2. Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов,

умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, применять в практической ориентировке;

3. Обучение моделированию предметно — пространственных

построений, помещений детского сада, участка, чтению их схем; самостоятельному составлению схем; формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

После прохождения коррекционно — развивающей программы, был проведен контрольный эксперимент, в рамках которого было показано, что в экспериментальной группе по всем пяти показателям ориентирования в пространстве после проведения коррекционно-развивающей программы произошло уменьшение доли детей с низким уровнем развития и увеличение доли детей со средним и высоким уровнем развития показателей пространственной ориентировки. В контрольной группе изменения распределения детей по уровню развития показателей пространственной ориентировки незначительные.

Обобщающие результаты контрольного эксперимента приведены в таблице 2.

Результаты контрольного эксперимента позволяют говорить о том, что получила подтверждение гипотеза исследования – программа развития ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет эффективна, если будут соблюдаться условия системности, комплексности и использования игровых технологий.

Литература:

1. Осипова Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: Методическое пособие. – Челябинск, 2005. – 59 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год