Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА» И ИХ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ
Нарушение зрения у детей
Автор: Кузнецова Светлана Александровна   
01.04.2021 08:33

«МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА» И ИХ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ«МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА» И ИХ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

Аннотация: в данной статье раскрываются особенности развития и коррекции пространственных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения, обосновывается необходимость целенаправленной работы и предлагаются примеры игр и упражнений для проведения этой работы.

Одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения — это ориентировка в пространстве.

 

Дети с нарушением зрения не в полной мере владеют схемой тела, не имеют четкого словаря, отражающего направления движения. Вследствие нарушений ориентировки в пространстве у детей формируется своеобразное представление об окружающей среде, которое не отражает реальных пространственных связей между предметами. Так же у детей наблюдается отсутствие необходимого запаса слов; отмечается сложность удерживания в речевой памяти развернутых высказываний и правильность грамматического конструирования предложения. Из-за нарушения зрительного восприятия у дошкольников возникают трудности в употреблении предлогов. Дети допускают различные ошибки: неправильноизменяют падежные окончания, пропускают предлоги, ошибаются в понимании пространственных предлогов–антонимов ( «из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»). Поэтому формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения и речи является одной из важных сторон коррекционной работы.

Работу по закреплению полученных знаний и умений в использовании пространственных предлогов я включаю во все виды детской деятельности, руководствуясь рекомендациями тифлопедагога.

Определила следующие этапы своей работы:

  1. Закрепление у детей понимания лексического значения предлогов.
  2. Закрепление умения использования детьми пространственных предлогов в предложениях во время специально организованной деятельности.
  3. Закрепление умения использования детьми пространственных предлогов в активной речи в разных видах деятельности.

На занятиях по развитию речи закрепляю знаниядетей о лексическом значении предлогов, расширяю и автоматизирую их пространственный словарь.

На занятиях по обучению грамоте предлагаю задания на составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, составление предложений по опорным словам. Для поддержания интереса использую сюжетные картинки, использую готовые схемы и упражнения на самостоятельное выкладывание схем предложения.

В работе по закреплению у детей умений строить предложно-падежные конструкциииспользую задания, направленные на определение пространственного расположения предметов выраженных предлогами пространственного значения: в, на, под и другими, учу детей выполнять действия с предметами.

Напоминаю детям, что обозначает тот или иной предлог и обязательно демонстрирую его схему. Тут же использую упражнение «Поймай предлог», когда из ряда «маленьких слов» надо выделить изучаемый и хлопнуть в ладоши. При этом происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога, что развивает фонематический слух, внимание и способствует запоминанию пройденного предлога.

Затем детям предлагаю задания на понимание обобщённого значения предлогов, например: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д.

После ознакомления дошкольников с двумя опозиционными предлогами, мы продолжаем совершенствовать умение их использования уже в сравнении. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». Даю такие задания: положи кружок... стол, а грибок... стул. С помощью вопросов: «Понятно, как надо выполнить действие? «Одинаковые или разные действия надо выполнить?», учу детей вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

Одним из основных приёмом в моей работе является игра. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам! Подобрав дидактические игры и упражнения, предлагаемые различными авторами: О.С. Яцель, Г.С. Швайко, В.В. Волина, Е.А. Левчук, Н.В. Серебрякова, разделила их по группам, в соответствии с указанными выше этапами.

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игру провожу в двух вариантах.

Первый вариант, когда дети разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия, ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы из лейки, ты положил ложку на стол, и т.д.). Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Второй вариант, когда инсценирование ситуации происходит на столе с помощью реальных предметов. Под строчки стихов или небылиц ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа. Например, я читаю стихотворение

З. Александровой «Что взяла – клади на место», а ребенок, в соответствии с текстом, разыгрывает его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. Усложнение: необходимо исправить ошибки, допущенные героиней стихотворения.

Дети с большим интересом выполняют такое упражнение, как «Вставь пропущенный предлог» (Дети сели... самолёт). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагаю пары картинок, нужный предлог подбирается по ситуации.

В совместной деятельности с детьми продолжаю закреплять их умения, связанные с использованием пространственных предлогов. Провожу беседы на темы «Пространство и время, «Вверх и вниз», «Далеко, близко, высоко, низко», «Как ориентироваться на местности», что позволяет дошколятам узнать интересные сведения об окружающем мире, развивает их речь, расширяет словарный запас и кругозор.

Использую различные игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует с предметами, расставляя их в нужное место и называет предлог); с рассматриванием картинок (где? назови) и логические упражнения без наглядной опоры – словесные задачи без картинок и игрушек.

Например, игру «Расположи красиво мебель в нашей комнате» или «Машина едет по дороге», которую обожают мальчики из моей группы. Игры имеют несколько вариантов с постепенным усложнением.

Провожу словесные игры такие как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя любимая игрушка в группе», «Куда спрятали игрушку», «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе с предлогами (в, на, за, под, около)».

Закрепляю понимание пространственных предлогов и в трудовых поручениях типа «Посади куклу на диван», «Поставь матрешку на верхнюю полку».

Важную роль в совершенствованиинавыка построения предложно–падежных конструкций в речи дошкольников играет прогулка. Прогулку мы начинаем с наблюдения. Дети отмечают всё, что они видят вокруг себя и стараются высказать свои впечатления, а я им в этом помогаю.

В индивидуальной работе на прогулке с детьми провожу словесные игры, направленные на произвольное использование предлогов в речи. Так в игре «Веселая полянка» я активизирую речевую активность ребёнка с помощью игрушек – насекомых, которых перемещают по участку. Предлагаю ребёнку проследить за бабочкой или божьей коровкой, куда они перелетели, и назвать её местонахождение: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.

Конечно, на прогулке не обойтись без подвижных игр. В данном случае подбираю игры, в которых дети не только активно двигаются, но и овладевают пространственной терминологией.

Дети с удовольствием играют в подвижную игру «Прятки». Я закрываю глаза. Дети берут игрушки, разбегаются по игровой площадке и прячут их в разных местах. Делаю вид, что не могу найти игрушки, и прошу детей помочь мне в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под дерево» и т.д.

Для более старших дошкольников использую игру — эстафету «Собери предложение» и ещё много других интересных игр.

Таким образом, комплекс занимательных заданий и игровых упражнений, которые я использую во всех видах детской деятельности, качественно обогащает и активизирует словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствует их речевое общение, совершенствует ориентировку в большом и малом пространстве. Так же занятия и игры способствуют созданию целостного обобщенного образа осваиваемого пространства, развитию у детей навыков общения, формированию интеллекта, совершенствованию практической деятельности.

Литература

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — Спб, 1999.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — Спб, 2001.
  4. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 1987.
  5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — М., 1981.
  6. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. //ж. ”Дефектология №1.
  7. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Конспекты занятий по обучению детей с ОНР. – М., 2014.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год