«МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА» И ИХ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Кузнецова Светлана Александровна | |||
01.04.2021 08:33 | |||
«МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА» И ИХ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ Аннотация: в данной статье раскрываются особенности развития и коррекции пространственных представлений у старших дошкольников с нарушением зрения, обосновывается необходимость целенаправленной работы и предлагаются примеры игр и упражнений для проведения этой работы. Одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения — это ориентировка в пространстве.
Дети с нарушением зрения не в полной мере владеют схемой тела, не имеют четкого словаря, отражающего направления движения. Вследствие нарушений ориентировки в пространстве у детей формируется своеобразное представление об окружающей среде, которое не отражает реальных пространственных связей между предметами. Так же у детей наблюдается отсутствие необходимого запаса слов; отмечается сложность удерживания в речевой памяти развернутых высказываний и правильность грамматического конструирования предложения. Из-за нарушения зрительного восприятия у дошкольников возникают трудности в употреблении предлогов. Дети допускают различные ошибки: неправильноизменяют падежные окончания, пропускают предлоги, ошибаются в понимании пространственных предлогов–антонимов ( «из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»). Поэтому формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушением зрения и речи является одной из важных сторон коррекционной работы. Работу по закреплению полученных знаний и умений в использовании пространственных предлогов я включаю во все виды детской деятельности, руководствуясь рекомендациями тифлопедагога. Определила следующие этапы своей работы:
На занятиях по развитию речи закрепляю знаниядетей о лексическом значении предлогов, расширяю и автоматизирую их пространственный словарь. На занятиях по обучению грамоте предлагаю задания на составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, составление предложений по опорным словам. Для поддержания интереса использую сюжетные картинки, использую готовые схемы и упражнения на самостоятельное выкладывание схем предложения. В работе по закреплению у детей умений строить предложно-падежные конструкциииспользую задания, направленные на определение пространственного расположения предметов выраженных предлогами пространственного значения: в, на, под и другими, учу детей выполнять действия с предметами. Напоминаю детям, что обозначает тот или иной предлог и обязательно демонстрирую его схему. Тут же использую упражнение «Поймай предлог», когда из ряда «маленьких слов» надо выделить изучаемый и хлопнуть в ладоши. При этом происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога, что развивает фонематический слух, внимание и способствует запоминанию пройденного предлога. Затем детям предлагаю задания на понимание обобщённого значения предлогов, например: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д. После ознакомления дошкольников с двумя опозиционными предлогами, мы продолжаем совершенствовать умение их использования уже в сравнении. Например, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». Даю такие задания: положи кружок... стол, а грибок... стул. С помощью вопросов: «Понятно, как надо выполнить действие? «Одинаковые или разные действия надо выполнить?», учу детей вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность. Одним из основных приёмом в моей работе является игра. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам! Подобрав дидактические игры и упражнения, предлагаемые различными авторами: О.С. Яцель, Г.С. Швайко, В.В. Волина, Е.А. Левчук, Н.В. Серебрякова, разделила их по группам, в соответствии с указанными выше этапами. Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игру провожу в двух вариантах. Первый вариант, когда дети разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия, ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы из лейки, ты положил ложку на стол, и т.д.). Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты. Второй вариант, когда инсценирование ситуации происходит на столе с помощью реальных предметов. Под строчки стихов или небылиц ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа. Например, я читаю стихотворение З. Александровой «Что взяла – клади на место», а ребенок, в соответствии с текстом, разыгрывает его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. Усложнение: необходимо исправить ошибки, допущенные героиней стихотворения. Дети с большим интересом выполняют такое упражнение, как «Вставь пропущенный предлог» (Дети сели... самолёт). Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагаю пары картинок, нужный предлог подбирается по ситуации. В совместной деятельности с детьми продолжаю закреплять их умения, связанные с использованием пространственных предлогов. Провожу беседы на темы «Пространство и время, «Вверх и вниз», «Далеко, близко, высоко, низко», «Как ориентироваться на местности», что позволяет дошколятам узнать интересные сведения об окружающем мире, развивает их речь, расширяет словарный запас и кругозор. Использую различные игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует с предметами, расставляя их в нужное место и называет предлог); с рассматриванием картинок (где? назови) и логические упражнения без наглядной опоры – словесные задачи без картинок и игрушек. Например, игру «Расположи красиво мебель в нашей комнате» или «Машина едет по дороге», которую обожают мальчики из моей группы. Игры имеют несколько вариантов с постепенным усложнением. Провожу словесные игры такие как: «Что где лежит или стоит у нас в группе?», «Где находится твоя любимая игрушка в группе», «Куда спрятали игрушку», «Придумайте предложение о каком-либо предмете, который находится в нашей группе с предлогами (в, на, за, под, около)». Закрепляю понимание пространственных предлогов и в трудовых поручениях типа «Посади куклу на диван», «Поставь матрешку на верхнюю полку». Важную роль в совершенствованиинавыка построения предложно–падежных конструкций в речи дошкольников играет прогулка. Прогулку мы начинаем с наблюдения. Дети отмечают всё, что они видят вокруг себя и стараются высказать свои впечатления, а я им в этом помогаю. В индивидуальной работе на прогулке с детьми провожу словесные игры, направленные на произвольное использование предлогов в речи. Так в игре «Веселая полянка» я активизирую речевую активность ребёнка с помощью игрушек – насекомых, которых перемещают по участку. Предлагаю ребёнку проследить за бабочкой или божьей коровкой, куда они перелетели, и назвать её местонахождение: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д. Конечно, на прогулке не обойтись без подвижных игр. В данном случае подбираю игры, в которых дети не только активно двигаются, но и овладевают пространственной терминологией. Дети с удовольствием играют в подвижную игру «Прятки». Я закрываю глаза. Дети берут игрушки, разбегаются по игровой площадке и прячут их в разных местах. Делаю вид, что не могу найти игрушки, и прошу детей помочь мне в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под дерево» и т.д. Для более старших дошкольников использую игру — эстафету «Собери предложение» и ещё много других интересных игр. Таким образом, комплекс занимательных заданий и игровых упражнений, которые я использую во всех видах детской деятельности, качественно обогащает и активизирует словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствует их речевое общение, совершенствует ориентировку в большом и малом пространстве. Так же занятия и игры способствуют созданию целостного обобщенного образа осваиваемого пространства, развитию у детей навыков общения, формированию интеллекта, совершенствованию практической деятельности. Литература
|