Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Нарушение зрения у детей
Автор: Смирнова Наталия Николаевна   
23.10.2019 07:21

Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зренияДидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор: Смирнова Наталия Николаевна МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Раменское Московской области

В связи с недоразвитием зрительного восприятия дошкольникам с нарушением зрения бывает очень сложно познать форму, величину, цвет предметов; познакомиться с их пространственным расположением (определить степень приближенности и удаленности). Нарушенные зрительные функции снижают способность глаза узнавать предметы и изображения; вызывают трудности цветоразличения; снижают способности видеть двумя глазами одновременно, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке. Поэтому задачи сенсорного развития входят в систему коррекционно-развивающей работы учителя- дефектолога (тифлопедагога).

 

В своей педагогической деятельности по решению задач сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения в качестве одного из средств могут быть использованы дидактические игры с нетрадиционными материалами. Нетрадиционные материалы– это разнообразные изделия, которые обладают особенными эстетическими и функциональными характеристиками. С их помощью дети знакомятся с цветом, величиной, формой предметов, устанавливают их пространственное положение, а также развивают мелкую моторику пальцев рук, согласованность в движении рук и глаз. Кроме этого, возможность работать с различными материалами позволяет детям знакомиться с их структурой и свойствами, что обогащает их чувственный опыт, развивает мышление, речь. В качестве примера нетрадиционных материалов можно назвать: бельевые прищепки, канцелярские скрепки, крышки разного цвета и величины, разнообразные крупы, ткани.

Цель работы с нетрадиционными материалами: сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения средствами дидактических игр.

Задачи:

  • познакомить детей с разнообразием нетрадиционных игровых материалов, их особенностями, способами действий и ними
  • развивать восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов
  • развивать согласованность в работе рук и глаз
  • развивать зрительное восприятие, внимание, память, воображение
  • воспитывать усидчивость и терпеливость в работе.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

  • активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста
  • развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации
  • учит их действовать по правилам, развивает любознательность
  • закрепляет знания, умения.

Положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Коррекционно — педагогическая работа по формированию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения следует проводить по следующим направлениям:

  • развитие восприятия формы
  • развитие восприятия цвета
  • развитие восприятия величины
  • развитие восприятия пространственного расположения предметов.

Примерами игр могут служить: «Чудо прищепки», «Играем с крышками», игры с крупами: «Дорожка зайца и ежика», «Картина» (из крупы по схеме), «Помоги Золушке перебрать крупу», «Нарисуй пальчиком что хочешь» (рисование на манной крупе), «Веселый лабиринт».

В качестве результата проведенной работы можно отметить, что предложенные детям дошкольного возраста с нарушением зрения дидактические игры с нетрадиционными материалами сочетали в себе обучающие, развивающие и воспитательные функции; с их помощью осуществлялись сенсорные операции, которые обогатили опыт детей и способствовали формированию и развитию сенсорных способностей. Дети с большим интересом и внимание выполняли предложенные им задания. Анализируя представления, знания и умения воспитанников на данном этапе, отметим, что дети научились:

  • выделять и учитывать цвет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий
  • группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей
  • соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине
  • узнавать в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка
  • отбирать предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски- «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Вывод: сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения наиболее интенсивно происходит в игровой деятельности. Поэтому в коррекционно-развивающий воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год