Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Смирнова Наталия Николаевна | |||
23.10.2019 07:21 | |||
Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения Автор: Смирнова Наталия Николаевна МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Раменское Московской области В связи с недоразвитием зрительного восприятия дошкольникам с нарушением зрения бывает очень сложно познать форму, величину, цвет предметов; познакомиться с их пространственным расположением (определить степень приближенности и удаленности). Нарушенные зрительные функции снижают способность глаза узнавать предметы и изображения; вызывают трудности цветоразличения; снижают способности видеть двумя глазами одновременно, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке. Поэтому задачи сенсорного развития входят в систему коррекционно-развивающей работы учителя- дефектолога (тифлопедагога).
В своей педагогической деятельности по решению задач сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения в качестве одного из средств могут быть использованы дидактические игры с нетрадиционными материалами. Нетрадиционные материалы– это разнообразные изделия, которые обладают особенными эстетическими и функциональными характеристиками. С их помощью дети знакомятся с цветом, величиной, формой предметов, устанавливают их пространственное положение, а также развивают мелкую моторику пальцев рук, согласованность в движении рук и глаз. Кроме этого, возможность работать с различными материалами позволяет детям знакомиться с их структурой и свойствами, что обогащает их чувственный опыт, развивает мышление, речь. В качестве примера нетрадиционных материалов можно назвать: бельевые прищепки, канцелярские скрепки, крышки разного цвета и величины, разнообразные крупы, ткани. Цель работы с нетрадиционными материалами: сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения средствами дидактических игр. Задачи:
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
Положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Коррекционно — педагогическая работа по формированию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения следует проводить по следующим направлениям:
Примерами игр могут служить: «Чудо прищепки», «Играем с крышками», игры с крупами: «Дорожка зайца и ежика», «Картина» (из крупы по схеме), «Помоги Золушке перебрать крупу», «Нарисуй пальчиком что хочешь» (рисование на манной крупе), «Веселый лабиринт». В качестве результата проведенной работы можно отметить, что предложенные детям дошкольного возраста с нарушением зрения дидактические игры с нетрадиционными материалами сочетали в себе обучающие, развивающие и воспитательные функции; с их помощью осуществлялись сенсорные операции, которые обогатили опыт детей и способствовали формированию и развитию сенсорных способностей. Дети с большим интересом и внимание выполняли предложенные им задания. Анализируя представления, знания и умения воспитанников на данном этапе, отметим, что дети научились:
Вывод: сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения наиболее интенсивно происходит в игровой деятельности. Поэтому в коррекционно-развивающий воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
|