Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов "ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Шулакова Ольга Ивановна | |||
22.10.2017 12:54 | |||
Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов "ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга». г. Москва, ул. Планерная, 14, стр. 4. Материал подготовила: Шулакова Ольга Ивановна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории стаж педагогической работы – 24 года. Зрительная информация составляет от 80 до 90% от всей информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека. Поражение зрительного анализатора препятствует восприятию и переработки информационных сигналов от окружающего мира. Зрение является важнейшим источником информации об окружающем мире.
Зрение облегчает детям, на разных этапах их развития, включение в различные жизненные ситуации:
Поскольку зрение имеет многообразные связи с другими функциями и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, то его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии: т.е.
Трудно переоценить роль зрительного анализатора в развитии ребенка и каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие. Близорукость — как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению). В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени — и вблизи. Дальнозоркость В отличие от близорукости, у детей это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки проявления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних случаях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности. Косоглазие — положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону. Причин нарушений зрения у детей существует немало.
(ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами);
В наших с Вами силах устранить все возможные неблагоприятные условия, чтобы предупредить прогрессирование и развитие у школьников зрительных нарушений. Педагоги, врачи и родители должны совместно добиваться улучшения гигиенических условий жизни школьников:
Приведем несколько простых упражнений для детей младшего и среднего школьного возраста, которые помогут улучшить и сохранить зрение, способствуют профилактике близорукости и дальнозоркости. Упражнения для снижения визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности (релаксационный комплекс):
Закрыть глаза, накрыть их ладошками. Упражнения для тренировки и укрепления глазодвигательных мышц или окологлазных мышц. Динамичный комплекс:
Дополнительный релаксационный и аккомодационный комплексы направленные на сброс зрительного напряжения Продолжительность всех упражнений – 3 минуты:
- сидя смотреть перед собой на объект (флажок, карандаш и т.д.), удаленный на 30-50 см.
- выполнение круговых движений флажком, пролеживающие круговые движения глаз в оду и в другу стороны. 3. Выполнение поворотов глазных яблок в различных направлениях с помощью партнера. Сесть 1-1, 5 м. друг на против друга, партнер держит в руках тест объект (флажок, ручку и т.д.): Выполнить те-же действия, что и в предыдущем упражнении, только флажок направляет партнер. 4. Упражнения для цилиарной мышцы для левого, для правого глаза и для обеих глаз. Закрыть правый глаз одной рукой, в другую руку взять тест-объект, вытянуть его перед глазами на 30 см.
Закрыть левый глаз одной рукой, в другую руку взять тест-объект, вытянуть его перед глазами на 30 см.
Затем выполнить это же упражнение не закрывая глаза, т.е. для обеих глаз. 5. Упражнение «Метка на стекле» Проводятся в комнате. Нужно прикрепить к оконному стеклу на уровне лица круглую яркую метку диаметром 3—5 миллиметров, надеть рекомендованные очки для дали, встать на расстояние 30—35 сантиметров от окна.
- взгляд на метку на стекле, затем перевести взгляд на естественно отдаленный объект за стеклом. 6. Аккомодационное упражнение с использованием естественных отдаленных объектов (здания и т.д.). На прогулке предложить ребенку рассмотреть предмет на близком расстоянии, а затем перевести взгляд на удаленный предмет и наоборот. Родители, педагоги и врачи могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения – прекраснейшего дара природы, позволяющего познавать и видеть окружающий нас мир. И если мы сможем объединить наши с вами желания и возможности, то наши дети смогут быть здоровыми, счастливыми и успешными. Список литературы
|