Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов "ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Нарушение зрения у детей
Автор: Шулакова Ольга Ивановна   
22.10.2017 12:54

Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВКонсультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов "ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга». г. Москва, ул. Планерная, 14, стр. 4.

Материал подготовила: Шулакова Ольга Ивановна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории стаж педагогической работы – 24 года.

Зрительная информация составляет от 80 до 90% от всей информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека. Поражение зрительного анализатора препятствует восприятию и переработки информационных сигналов от окружающего мира. Зрение является важнейшим источником информации об окружающем мире.

 

Скачать конспект

Зрение облегчает детям, на разных этапах их развития, включение в различные жизненные ситуации:

  • помогает осуществлять различные виды игровой, учебной, бытовой, общественной, трудовой деятельности,
  • ориентироваться в пространстве при любом освещении,
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
  • позволяет быть мобильным,
  • выполнять различные простые и многоплановые предметно-практические действия.

Поскольку зрение имеет многообразные связи с другими функциями и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, то его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии: т.е.

  • страдает познавательная деятельность,
  • ориентация в пространстве и мобильность,
  • формирование представлений и предметно-практических действий,
  • трудовых навыков,
  • отмечаются недостатки в формировании таких двигательных функций как скорость, точность, координация.

Трудно переоценить роль зрительного анализатора в развитии ребенка и каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Близорукость — как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению).

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени — и вблизи.

Дальнозоркость В отличие от близорукости, у детей это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки проявления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних случаях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности.

Косоглазие — положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону.

Причин нарушений зрения у детей существует немало.

  • Наследственность — одна из серьезнейших причин нарушений зрения;
  • частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз

(ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами);

  • недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей;
  • неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у Вашего ребенка начнутся проблемы со зрением;
  • длительный просмотр телевизора или сидение за компьютером утомляют мышцы глаз ребенка, способствуя развитию близорукости и появлению других проблем со зрением;
  • плохая освещенность рабочего места в классе и дома, особенно при искусственном освещении;
  • неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий;
  • неправильная посадка детей во время чтения и письма;
  • неправильный режим дня, непродуманное чередование учебы и отдыха.

В наших с Вами силах устранить все возможные неблагоприятные условия, чтобы предупредить прогрессирование и развитие у школьников зрительных нарушений.

Педагоги, врачи и родители должны совместно добиваться улучшения гигиенических условий жизни школьников:

  • как можно раньше приучить детей к правильной посадке при чтении и письме;
  • правильно подобрать соответствующую вашему ребенку мебель для занятий и выполнения домашних заданий;
  • нужно создать такой режим дня, чтобы не было переутомления;
  • крайне необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места;
  • поощрять детей заниматься общей и специальной физической культурой, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение.
  • следите за рационом ребенка: для глаз полезны продукты с высоким содержанием кальция, фосфора, витамина А.
  • особое значение имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз.
  1. Они укрепляют глазные мышцы, снимают напряжение. Глаза получают возможность свободно двигаться, что имеет огромное значение для близоруких и дальнозорких детей.
  2. Они активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода
  3. Они способствуют долговременному сохранению эластичности и гибкости глазных мышц.
  4. Укрепляют мышцы век.
  5. Снимают переутомление зрительного аппарата.
  6. Приводят к значительному улучшению зрения.

Приведем несколько простых упражнений для детей младшего и среднего школьного возраста, которые помогут улучшить и сохранить зрение, способствуют профилактике близорукости и дальнозоркости.

Упражнения для снижения визуального напряжения,

восстановления зрительной работоспособности

(релаксационный комплекс):

  1. Использование элементов аутотренинга (до 10 мин) и элементов бесконтактного массажа (тепловое нагревание) (до 2 мин)
  2. Выполнение упражнения «ПАЛЬМИНГ» (до 3 мин)

Закрыть глаза, накрыть их ладошками.

Упражнения для тренировки и укрепления

глазодвигательных мышц или окологлазных мышц.

Динамичный комплекс:

  1. Повороты глазного яблока по горизонтальной, вертикальной, диагональной направлениям. Все упражнения выполняются с открытыми глазами. Продолжительность – до 3 мин.
  2. Те же упражнения с закрытыми глазами. Продолжительность – до 3 мин.
  3. Выполнение поворотов глаз по часовой стрелки и против часовой стрелки, с открытыми глазами и с закрытыми глазами. Продолжительность – 2 — 3 мин.
  4. Выполнение поворотов глазного яблока с использованием тест-объекта (флажок, карандаш, ручка и т.д.). Продолжительность – 2 — 3 мин.
  5. Приближая и отдаляя флажок от носа, следить за ним открытыми глазами. Закрыть глаза и попытаться повторить движения глаз.

Дополнительный релаксационный

и аккомодационный комплексы

направленные на сброс зрительного напряжения

Продолжительность всех упражнений – 3 минуты:

  1. Повороты глазных яблок по визуальным контурам окружающих предметов, по периметру окружающих предметов: — сидя на стуле 1,5 – 2 метра перед окном, поочередно фиксируем взор с нижнего левого оконного угла переводим на верхний левый оконный угол, с верхнего левого оконного угла в правый верхний оконный угол, с правого верхнего оконного угла в правый нижний оконный угол и т.д.
  2. Повороты глазных яблок в разных направлениях с использованием тест объектов.

- сидя смотреть перед собой на объект (флажок, карандаш и т.д.), удаленный на 30-50 см.

  • плавно перевести флажок направо, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда направо
  • плавно перевести флажок налево, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда налево
  • плавно перевести флажок вверх, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда вверху
  • плавно перевести флажок вниз, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда внизу

- выполнение круговых движений флажком, пролеживающие круговые движения глаз в оду и в другу стороны.

3. Выполнение поворотов глазных яблок в различных направлениях с помощью партнера.

Сесть 1-1, 5 м. друг на против друга, партнер держит в руках тест объект (флажок, ручку и т.д.):

Выполнить те-же действия, что и в предыдущем упражнении, только флажок направляет партнер.

4. Упражнения для цилиарной мышцы для левого, для правого глаза и для обеих глаз.

Закрыть правый глаз одной рукой, в другую руку взять тест-объект, вытянуть его перед глазами на 30 см.

  • медленно приближать и удалять флажок, прослеживая левым глазом за его движением

Закрыть левый глаз одной рукой, в другую руку взять тест-объект, вытянуть его перед глазами на 30 см.

  • медленно приближать и удалять флажок, прослеживая правым глазом за его движением

Затем выполнить это же упражнение не закрывая глаза, т.е. для обеих глаз.

5. Упражнение «Метка на стекле»

Проводятся в комнате. Нужно прикрепить к оконному стеклу на уровне лица круглую яркую метку диаметром 3—5 миллиметров, надеть рекомендованные очки для дали, встать на расстояние 30—35 сантиметров от окна.

  • взгляд на тест объект перед глазами, затем перевести взгляд на метку на стекле

- взгляд на метку на стекле, затем перевести взгляд на естественно отдаленный объект за стеклом.

6. Аккомодационное упражнение с использованием естественных отдаленных объектов (здания и т.д.).

На прогулке предложить ребенку рассмотреть предмет на близком расстоянии, а затем перевести взгляд на удаленный предмет и наоборот.

Родители, педагоги и врачи могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения – прекраснейшего дара природы, позволяющего познавать и видеть окружающий нас мир. И если мы сможем объединить наши с вами желания и возможности, то наши дети смогут быть здоровыми, счастливыми и успешными.

Список литературы

  1. Аветисов Э. С. Охрана зрения у детей — М., 1975.
  2. Бейтс У.Г., Корберт М.Д. Пальминг /методическое пособие/ СПб, образование 2002.
  3. Глушкова Е. К. Береги зрение. — М., 1987.
  4. Калашникова Е.А. Улучшение зрения. – М., 2006.
  5. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Охраняем и развиваем зрение.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (начальная школа) /Л. И. Плаксиной. — М. 1997.
  7. Рубин Э.Д. Как улучшить свое зрение. – Ростов н/Дону, 2005.
  8. Сычов А.А. Гигиенические мероприятия по предупреждению развития близорукости у детей: «Санитария и гигиена». – М., 1977.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год