Лезжова Ольга Владимировна Учитель-дефектолог(тифлопедагог) 1К ГБОУ детский сад комбинированного вида №1177 г.Москва Россия
Растить здорового физически развитого ребенка главная забота каждого родителя и педагога. Методы, приемы, навыки необходимые для этого приходится совершенствовать всю жизнь. Ребенок нуждается в постоянном наблюдении со стороны взрослого, особенно в дошкольном возрасте. Родители и педагоги выступают в роли защитника и помощника при овладении ребенком необходимыми навыками и умениями для укрепления, развития и сохранения своего здоровья. Всем взрослым принимающим непосредственное участие в развитие ребенка необходимы определенные знания об особенностях развития детей с нарушением зрения. Физическое развитие детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Например в силу нарушенного восприятия предметности окружающего мира и затрудненного ориентирования в пространстве, особенно в процессе передвижения , для них характерен ( в большей степени чем детям с нормальным зрением) малоподвижный образ поведения. Они стараются меньше бегать, прыгать и т.д. У них преобладает тонус мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений :
- ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты. - напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета - напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость. - ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения - 0,5-1 минута. - медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног. Важно отметить, что в дошкольном возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах. Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке — "пальчики здороваются", изображения пальцами силуэтов зверей ("козочка", "зайчик", "собачка") и т.д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук. У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно. Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, приведен ниже. К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30-35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5-2 м, влезать на гимнастическую стенку. К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5-10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2-2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони. К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3-4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега - не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3-4 м и вдаль на 5-9 м; делать "ласточку" без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке. На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются. У дошкольников с особыми возможностями здоровья отмечаются отклонения в физическом развитии. Нередко они отстают в развитие моторики и речи. Особое внимание при занятиях физкультурой и спортом следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза. Для детей с нарушением зрения при занятиях физкультурой и спортом существует ряд противопоказаний в зависимости от офтальмологического диагноза, которые необходимо знать при построении работы, чтобы не навредить ребенку. Например: • При миопия и гиперметропия слабой степени, аккомодационном косоглазие, амблиопии (основная группа) с осторожностью применять - большие прыжки, поднятие тяжестей, игры соревновательного характера, висы. • При неаккомодационном косоглазии (отсутствие бинокулярного зрения в очках), миопии средней степени, гиперметропии высокой степени (2, подготовительная группа) - рекомендовано бегать на время (1 - 2.5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может); щадящие прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, через скакалку с приземлением на носок; наклоны вперед туловище параллельно полу руки в сторону на пояс к плечам голову не опускать; медленные повороты и наклоны головы; медленные повороты туловища с поворотом головы; статистические упражнения выполнять как динамические например при сколиозе в и. п.- лежа на животе “лодочка”; лазание по гимнастической стенке без задержки на ней; кувырки в сторону. Противопоказаны - бег на скорость ускорения соревновательный бег; прыжки в длину высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой) с высоты; наклоны назад любые наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик) ходьба в мостике вперед глядя вниз; резкие повороты и наклоны головы; резкие повороты туловища с поворотом головы; натуживания/ напряжения а) поднятие тяжестей набивных мячей штанги и т.д., б) статические упражнения. в) длительное поднимание ног (в и. п. лежа) или груди; висы любые; кувырки вперед и назад; стойка на лопатках “березка”; эстафеты и игры соревновательного характера участие в соревнованиях Не следует забывать про вид косоглазия , так детям со сходящимся косоглазием при ходьбе по скамье бревну смотреть вперед при игре в мяч выполнять броски вдаль и вверх при наклоне головы вперед (“кошечка”) и т. д.- глаза закрыть Смотреть перед собой вниз на предмет в руках на нос - нельзя Детям с расходящимся косоглазием рекомендовано при ходьбе по скамье бревну смотреть вниз при игре в мяч выполнять броски в цель вперед - вниз при наклоне головы назад.- глаза закрыть Смотреть вдаль вверх (вдаль)- нельзя. • Детям, имеющим офтальмологический диагноз - миопия высокой степени тяжелую патологию органа зрения после экстракции катаракты (афакия атифакия) дистрофия птоз; нистагм (3,специальная группа) рекомендовано следующие - медленный бег легкие общеразвивающие упражнения игры малой и средней подвижности ЛФК пальчиковая гимнастика дыхательные упражнения (по показаниям врача). Противопоказание те же , что и в предыдущей группе детей только список определяется более индивидуально. • Детям с более серьезными заболеваниями органа зрения или имеющим временный запрет на физические нагрузки, такими как - отслойкой сетчатки, с глаукомой, острыми воспалительными заболеваниями, в послеоперационном периоде (4, Освобожденные от физкультурных занятий) разрешены только пальчиковая дыхательная гимнастика ЛФК (по назначению врача), игры малой подвижностивсе остальные упражнения запрещены. • Слабовидящим детям(5, группа) с остротой зрения 02 на оба глаза, дети с окклюзией с остротой зрения менее 005. Показаны все упражнения в соответствии с программой с учетом возраста и возможностей детей. Дети дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку, поэтому взрослым необходимо заботиться о чистоте воздуха в помещении, где проходят физкультурные занятия, соблюдать рекомендации специалистов, при построении развивающей и оздоровительной работы с таким контингентом детей. Своевременно и правильно подобранные нагрузки и содержательная часть комплекса физических упражнений, систематические и регулярные занятия физкультурой и спортом в дошкольном учреждении, а так же дома с родителями помогут улучшать физическое состояние детей и укреплять их здоровье. Дорогие педагоги и родители развивайте и укрепляйте здоровье ребенка в дошкольном учреждении и дома: под своим чутким контролем.
|