Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Ханова Миляуша Ринадовна | |||
06.06.2015 13:45 | |||
Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №282» Ханова М.Р. Больше всего впечатлений от окружающей действительности человеческий мозг получает через зрительный анализатор. Зрительное восприятие является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. Нарушения же зрения могут вызвать существенные затруднения в формировании зрительного восприятия, в обучении и воспитании детей. Исследования показывают, что зрительное восприятие при нарушениях зрительных функций в значительной мере отличается от восприятия нормально видящих людей степенью полноты, скоростью и точностью.
Исходя из этого, основами организации учебно-воспитательного процесса мы считаем обеспечение оптимальных условий для комплексного, непрерывного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Для слабовидящих детей необходимо создание специально организованных условий обучения и воспитания, которые и осуществляются в нашем детском саду. В содержании обучения и воспитания детей с нарушениями зрительной функции учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности обязательно используются упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе общеобразовательных занятий, игр и повседневной деятельности. Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они затрудняются в узнавании отдельных объектов, движущихся предметов (например: птиц на деревьях, самолетов в небе, машин на дорогах). Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, мы создаем соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально используем наглядные пособия; применяем специальные методы (наглядность, практический, словесный) обучения и ведем коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; подходим к обучению индивидуально, учитывая психо-физиологические особенности детей. В нашем детском саду лечебно- восстановительную работу осуществляют мед. сестры- ортоптистки, под руководством врача-офтальмолога. Цель этой работы — специальное лечение, восстановление развитие и охрана ослабленного зрения у детей. Данная работа проводится на следующих аппаратах: лазерный аппарат, синоптофор, электростимулятор, амблиотренер; мускулотренер; компьютерное лечение. Благодаря нашим спонсорам, были приобретены лазерный аппарат и аппарат «Синоптофор», которые используются для повышения остроты зрения у детей. По рекомендациям врача – офтальмолога в зависимости от периода восстановительного лечения педагоги, работающие со слабовидящими детьми, проводят различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций. Например:
В период плеоптического лечения (повышение остроты зрения) с детьми младшего возраста воспитатели используют игры с матрешками, пирамидками, игрушками – «вкладышами», нанизывание бус, шаров, плетение. Благодаря использованию данных игр в процессе рассматривания включаются все зрительные функции. Большое значение для развития остроты зрения имеют игры- лабиринты. Педагогами были разработаны рекомендации и комплексы упражнений для повышения остроты зрения. При высокой степени амблиопии т.е. (снижение зрения) предметы и изображения должны быть не менее 2см, т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. В период ортоптического лечения косоглазия (лечение на аппаратах) с детьми дошкольного возраста очень важно проводить специальную подготовку к лечению на синоптофоре. В процессе выполнения данных упражнений дети учатся сличать, узнавать, классифицировать предметы по их основным признакам. В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого используем игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик». В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Бильярд». Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, степени удаленности, протяженности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие- все эти игры способствуют активизации и формированию стереоскопического зрения. Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, используемые педагогами на занятиях. При работе со слабовидящими детьми они более крупные, яркие; передают признаки реальных предметов. Изображения на картинках выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключается полностью. Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира. По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий педагоги стараются использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Это цветовая гамма не раздражает, более благотворно воздействует на сетчатку глаза. В процессе организации работы со средствами наглядности учитываем особенности зрения детей. Так, если у ребенка нистагм, (самопроизвольное движение глазных яблок) то ему необходимо увеличивать время на рассмотрение объекта. При катаракте (помутнение хрусталика) педагог работает с этим ребенком только вблизи источника света. Если у ребенка миопия (близорукость) — ему трудно изменять рефракцию (преломление света в оптической системе глаза), поэтому в это время работают только вблизи пособия. Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – это обязательное применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием требуется горизонтальная рабочая плоскость. Так как процесс зрительного восприятия у наших детей протекает в значительной мере медленнее, чем у детей без нарушений зрения, необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения у детей более длительное время. При проведении всех видов занятий обязательно используются приемы развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения (это умение видеть предметы четко, обеими глазами одновременно). упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления Поэтому в физкультминутки включаются зрительные гимнастики. Раз — налево, два — направо, На занятиях по физическому воспитанию широко используются упражнения на различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает детям возможность выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами более осознанно, не напрягая зрение. Проведение занятий в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность наших детей. Все коррекционные занятия в нашем детском саду проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с нарушениями зрения и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. С 2007 года наш детский сад является учебной базой Казанского педагогического колледжа. Студенты проходят пед. практику в специализированных группах.
|