Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Нарушение зрения у детей
Автор: Ханова Миляуша Ринадовна   
06.06.2015 13:45

Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зренияОрганизация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №282» Ханова М.Р.

Больше всего впечатлений от окружающей действительности человеческий мозг получает через зрительный анализатор. Зрительное восприятие является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. Нарушения же зрения могут вызвать существенные затруднения в формировании зрительного восприятия, в обучении и воспитании детей.

Исследования показывают, что зрительное восприятие при нарушениях зрительных функций в значительной мере отличается от восприятия нормально видящих людей степенью полноты, скоростью и точностью.

 

Исходя из этого, основами организации учебно-воспитательного процесса мы считаем обеспечение оптимальных условий для комплексного, непрерывного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Для слабовидящих детей необходимо создание специально организованных условий обучения и воспитания, которые и осуществляются в нашем детском саду.

В содержании обучения и воспитания детей с нарушениями зрительной функции учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности обязательно используются упражнения для активизации зрительных функций.

Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе общеобразовательных занятий, игр и повседневной деятельности.

Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они затрудняются в узнавании отдельных объектов, движущихся предметов (например: птиц на деревьях, самолетов в небе, машин на дорогах).

Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, мы создаем соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально используем наглядные пособия; применяем специальные методы (наглядность, практический, словесный) обучения и ведем коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; подходим к обучению индивидуально, учитывая психо-физиологические особенности детей.

В нашем детском саду лечебно- восстановительную работу осуществляют мед. сестры- ортоптистки, под руководством врача-офтальмолога. Цель этой работы — специальное лечение, восстановление развитие и охрана ослабленного зрения у детей. Данная работа проводится на следующих аппаратах: лазерный аппарат, синоптофор, электростимулятор, амблиотренер; мускулотренер; компьютерное лечение.

Благодаря нашим спонсорам, были приобретены лазерный аппарат и аппарат «Синоптофор», которые используются для повышения остроты зрения у детей.

По рекомендациям врача – офтальмолога в зависимости от периода восстановительного лечения педагоги, работающие со слабовидящими детьми, проводят различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций.

Например:

  • найди дом для матрешки
  • выбери дорожку
  • нарисуй движение
  • помоги зайчику и т.д.

В период плеоптического лечения (повышение остроты зрения) с детьми младшего возраста воспитатели используют игры с матрешками, пирамидками, игрушками – «вкладышами», нанизывание бус, шаров, плетение.

Благодаря использованию данных игр в процессе рассматривания включаются все зрительные функции. Большое значение для развития остроты зрения имеют игры- лабиринты.

Педагогами были разработаны рекомендации и комплексы упражнений для повышения остроты зрения. При высокой степени амблиопии т.е. (снижение зрения) предметы и изображения должны быть не менее 2см, т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук.

В период ортоптического лечения косоглазия (лечение на аппаратах) с детьми дошкольного возраста очень важно проводить специальную подготовку к лечению на синоптофоре. В процессе выполнения данных упражнений дети учатся сличать, узнавать, классифицировать предметы по их основным признакам.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого используем игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик».

В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Бильярд».

Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, степени удаленности, протяженности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие- все эти игры способствуют активизации и формированию стереоскопического зрения.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, используемые педагогами на занятиях. При работе со слабовидящими детьми они более крупные, яркие; передают признаки реальных предметов. Изображения на картинках выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключается полностью. Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.

По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий педагоги стараются использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Это цветовая гамма не раздражает, более благотворно воздействует на сетчатку глаза.

В процессе организации работы со средствами наглядности учитываем особенности зрения детей. Так, если у ребенка нистагм, (самопроизвольное движение глазных яблок) то ему необходимо увеличивать время на рассмотрение объекта. При катаракте (помутнение хрусталика) педагог работает с этим ребенком только вблизи источника света. Если у ребенка миопия (близорукость) — ему трудно изменять рефракцию (преломление света в оптической системе глаза), поэтому в это время работают только вблизи пособия.

Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – это обязательное применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием требуется горизонтальная рабочая плоскость.

Так как процесс зрительного восприятия у наших детей протекает в значительной мере медленнее, чем у детей без нарушений зрения, необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения у детей более длительное время.

При проведении всех видов занятий обязательно используются приемы развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения (это умение видеть предметы четко, обеими глазами одновременно). упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления Поэтому в физкультминутки включаются зрительные гимнастики.

Раз — налево, два — направо,
Три — наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

На занятиях по физическому воспитанию широко используются упражнения на различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает детям возможность выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами более осознанно, не напрягая зрение. Проведение занятий в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность наших детей.

Все коррекционные занятия в нашем детском саду проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с нарушениями зрения и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

С 2007 года наш детский сад является учебной базой Казанского педагогического колледжа. Студенты проходят пед. практику в специализированных группах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год