Цель – актуализировать, систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах (снегирь, синица, голубь, дятел, сорока, щегол, свиристель, чиж). Ход занятия Воспитатель заводит детей в группу, где «создан» зимний парк (стоят искусственные елки, мебель накрыта белыми простынями – сугробы) Воспитатель: Дети, я вам предлагаю прогуляться в парк. (читает стихотворение) Зима негаданно-нежданно пришла на черные поля. Еще вчера была туманна дождем одетая земля. Деревья жалобно скрипели, ручьи холодные текли, И вдруг метели налетели и сколько снега намели. (Обращает внимание на «зимний парк» и на коробку, лежащую под елкой) Познавательная задача: «Кому принадлежит коробка» В коробке находятся перья, прутья, скорлупа яиц, листья. Дети рассматривают предметы и делают вывод: «Коробка принадлежит птицам». Вопросы воспитателя:
- Зачем птицам перья? - Зачем птицам прутья, листочки? - Зачем птицам скорлупа? - Чем птицы отличаются от животных и насекомых? (ответы детей) Воспитатель: Давайте прислушаемся: как тихо в парке, почему не слышно птиц, где они? (вбегает ребенок, наряженный в воробья) Воробей: Съежился на ветке, зябнет воробей. Мне к зиме бы надо шубку потеплей. А еще бы валенки, шапки, рукавицы И счастливей в мире не было бы птицы. Воспитатель: Здравствуй, воробей. Почему ты такой грустный? Воробей: Наступила зима и мне стало совсем холодно. Воспитатель: (предлагает воробью одеть варежки, штанишки и шубку). Ну что, дружок, теперь тебе тепло? Воробей: Спасибо, тепло, но все равно грустно, потому что впереди такая длинная зима, а я один остался в парке. Воспитатель: Не грусти, мы сейчас с тобой поиграем. Речевая гимнастика «Воробей» Самый храбрый воробей (чик-чирик, чик-чирик) Хлеб стащил у голубей (чик-чирик, чик-чирик) И от кошки улетел (чик-чирик, чик-чирик) И за домом в луже пел (чик-чирик, чик-чирик) И стоит все утро крик (чик-чирик, чик-чирик). Подвижная игра «Птичкам холодно» Воспитатель включает грустную музыку с голосами птиц, а дети «летают» под музыку. Периодически воспитатель дует в дудочку, имитируя холодный ветер, при этом дети садятся на корточки и «дрожат». Воспитатель: А еще воробей, с тобой будут зимовать и другие птицы. Загадки: 1) Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь) 2) Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, а зовут ее… (сорока) 3) На припеке каждый день раздается «тень-тень-тень» И на солнце веселится желтогрудая… (синица) 4) Доктор к сосне прилетит на заре, Сядет на ветку, стучит по коре. В красном берете, в белом халате Лечит деревья заботливый… (дятел) (на окне иллюстрации птиц: снегирь, сорока, дятел, синица, воробей, щегол, свиристель, чиж) Вопросы воспитателя: 1) Каких птиц мы не назвали? (воробей, щегол, свиристель, чиж); 2) Какие птицы живут с нами весь год? 3) Какие птицы прилетают только на зиму? 4) Чем птицы питаются летом? 5) Что нужно птицам, чтобы пережить зиму? (корм) 6) А где птицам найти корм зимой? Что мы должны для них сделать? Воспитатель демонстрирует кормушку с птичками. Дети рассматривают и перечисляют названия птиц. Далее воспитатель демонстрирует емкости с кормом: семечки, крупа, хлебные крошки, сало, ягоды рябины Вопросы воспитателя: 1) А что мы можем насыпать в кормушку? 2) Какие птицы чем питаются? 3) Как себя следует вести, когда птицы кушают? Дидактическая игра «Покормим птиц» Дети по-очереди насыпают корм в кормушку и называют: для какой птички. Например, ребенок: «Я насыпаю в кормушку семечки для снегиря» и т.д. Воспитатель: В парке зимой холодно долго нельзя гулять, давайте вернемся в группу и вспомним о нашей прогулке? (дети усаживаются за столы)
|