Цель: Формирование представлений о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
«Познавательное развитие»: Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц. Формировать навыки ориентировки в пространстве по карте-схеме. Развивать логическое мышление. Расширять знания детей об образе жизни зимующих птиц.
«Социально-коммуникативное развитие»: Систематизировать, активизировать и уточнять словарь по теме «Зимующие птицы»: снегирь, ворона, голубь, дятел, синица, воробей. Сформировать у детей умения образовывать сложные прилагательные. Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространённым ответом. Сформировать умения у детей образовывать родительный падеж мн.числа существительных.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Художественно-эстетическое развитие»: Формировать умения выразительно, с естественными интонациями читать стихи, пословицы и поговорки. Развивать умения передавать через движения характер музыки. Развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё. Совершенствовать умения рисовать нетрадиционным способом – оттиск картошкой.
Материал:
Картинки с изображением зимующих птиц, голубь в клетке, кормушка, корм для птиц в прозрачных пакетиках: сало, крошки хлеба, семечки, семена растений, карта-схема, аудиозаписи музыкального произведения, вырезанные из бумаги силуэты голубей, губки, пластиковые крышки, краски голубого цвета, картофель, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений о птицах зимой, разучивание народных примет, пословиц и стихов о птицах, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, изготовление детьми, совместно с родителями кормушек.
Предполагаемые результаты: знают об образе жизни зимующих птиц, умеют ориентироваться в пространстве по карте-схеме, умеют образовывать сложные прилагательные, отвечают на вопрос педагога полным предложением, распространённым ответом, умеют образовывать родительный падеж мн.числа существительных. У детей сформированы заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, дружеские взаимоотношения. Сформированы умения выразительно, с естественными интонациями читать стихи, пословицы и поговорки. Умеют передавать через движения характер музыки. Умеет рисовать нетрадиционным способом – оттиск картошкой.
Логика совместной деятельности педагога и детей:
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, кто-то постучал к нам в окно. Я подошла к окну, открыла его, и в группу залетел…белый голубь. Я впустила его в клетку, чтобы он не улетел. А в клюве голубь держал конверт с письмом. Давайте его прочитаем!
Показывает голубя в клетке и письмо:
«Дорогие ребята! Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно! Помогите нам, пожалуйста! Но сделать вы это можете только в том случае, если покажете свои знания о нас. До встречи на прогулке».
Воспитатель: Несмотря на то, что зима у нас холодная, морозная, снежная много птиц остаётся зимовать в родном краю. Как называются эти птицы? Дети: Птицы, которые остаются зимовать в нашем краю, называются зимующие Воспитатель: Правильно, птицы, которые остаются зимовать в нашем краю, называются зимующие.
Воспитатель: - Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц. Вам нужно будет отгадать загадки.
• Птичка-невеличка Ножки имеет, Ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей)
• Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)
• Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит. Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
• Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)
• Окраской – серовата, Повадкой – воровата, Крикунья хриповатая – Известная персона Кто она? (Ворона)
• Длиннохвостая она, со спины черна черна. Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг поднимет стрекот-крик. (Сорока)
Воспитатель: Назовите мне пожалуйста зимующих птиц? Дети: воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, голубь, дятел.
Воспитатель: У каждой птицы есть свои особенности.
Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?»
- Посмотрите внимательно на дятла. У дятла длинный клюв. Какой дятел? Длинноклювый.
У синицы желтая грудка, какая синица? желтогрудая. У сороки белые бока, какая сорока? белобокая. У вороны черные крылья, какая ворона? чернокрылая. У снегиря красная грудка, какой снегирь? красногрудый.
Игра на развитие дыхания “Снегирек”
Сел на ветку снегирек - дети взмахивают кистями рук Ф-ф, ф-ф, коротко активно выдыхают Брызнул дождик - он промок ударяют указательным пальцем по ладони другой Ф-ф, ф-ф. коротко, мягко выдыхают Ветерок, подуй слегка, качают поднятыми руками над головой Обсуши нам снегирька! Ф-ф-ф-ф-… продолжительно выдыхают.
Воспитатель: А вам понравилось играть? Ещё хотите? Тогда, я предлагаю вам превратиться в снегирей. Подвижная игра “Снегири”
Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам) В красных майках снегири (4 наклона головы на строку) Распушили перышки, Греются на солнышке. (частое потряхивание руками) Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку) Улететь хотят. - Кыш, кыш! Улетели! (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями) За метелью! За метелью!
Воспитатель: Земля покрыта снегом, птицам не удаётся достать из-под снега пищу. - Подумайте и скажите, чем мы можем помочь птицам? Дети: Подкармливать их. Воспитатель: Что для этого нужно? Дети: Кормушки
Воспитатель: Голубь приготовил для своих друзей 2 мешочка корма, но забыл куда положил. Давайте поможем ему найти корм. Чтобы быстрее его найти, я предлагаю поделиться на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Я вам сейчас дам карты, по ним вы найдёте спрятанный корм. Воспитатель: Молодцы! Мы нашли корм, который приготовил голубь. - А сейчас я корм насыплю в нашу кормушку. - А какой корм приготовил голубь? Дети: семечки, зерно, рябину, сало, хлебные крошки, семена растений.
Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы будете брать птичек и сажать на кормушку. Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели 2 синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Две вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв Стая жёлтых воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей А в субботу, воскресенье было общее веселье
Воспитатель: А теперь мы с вами пройдём и сядем за столы.
Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробьи, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.) Голуби и снегири, Ворона чернокрылая Всем хватило корма. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
- Нам нужно раскрасить голубя с помощью картофеля.
Воспитатель: А сейчас мы с вами представим, что мы – птицы. - Давайте встанем в круг
Релаксация «Мы - птицы»
Мы парим в воздухе плавно, спокойно. (дети поднимают через стороны руки вверх над головой плавными волнообразными движениями открытых ладоней и опускают руки ладонями вниз). Птицы медленно кружат, парят над землёй (спокойный медленный танец), купаются в лучах солнца. Нам нелегко, радостно, свободно. А теперь птицы опускаются на землю».
Воспитатель: - Ребята, птицы украшают нашу жизнь своими песнями, своими звонкими голосами. Поэты сочиняют стихи о птицах, а русский народ пословицы и поговорки. Наши ребята приготовили стихи и пословицы о птицах. Послушайте их!
Стихи • Хлебных крошек не жалей Заслужил их воробей Ты приладь ему кормушку Кликнет он свою подружку И пойдёт весёлый стук – Тук-тук-тук Да тук-тук-тук
• Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок
Пословицы • Утром кричат синицы – к морозу • Ворона купается в снегу – к ненастью. • Синичка – воробью сестричка • Если воробьи собираются в кучу и чирикают – к метели
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, скажите каких зимующих птиц вы знаете? Дети: воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, голубь, дятел Воспитатель: Как мы можем помочь им в холодную зимнюю пору? Дети: Подкармливать их. Воспитатель: Сегодня, на прогулке мы с вами отпустим в небо голубя, поставим на стол кормушку, и будем подкармливать их.
Голодно и холодно птицам зимой! Снегирь и сорока, И клёст и синица, Зимуют у нас Эти чудные птицы. И чтоб они жили по-прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же, сами.
А сейчас пройдём за столы, возьмём своих голубей и подарим их нашим гостям как символ любви и верности.
Ф.И.О: Исятникова Оксана Юрьевна Должность: воспитатель Место работы: ГБОУ СОШ №3 СП «Детский сад «Алёнушка» Место нахождения: Самарская область, г.Похвистнево, Россия
|