Цель: закрепить знания детей о лесе как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении различать деревья по веткам, коре, плодам; называть животных по их внешнему виду. Развивать память; мышление; связную речь, смекалку, быстроту реакции; активизировать словарь. Воспитывать познавательный интерес; здоровый дух соперничества, уважение к партнерам и соперникам; любовь к родной природе. Материал: наборное полотно "Лес- многоэтажный дом", фланелеграф, картинки с изображением диких животных и птиц, веточки и кора различных деревьев; шишки; зимний пейзаж; эмблемы для участников команд; плакат "Зимнее дерево"; листы бумаги, цветные карандаши. Ход занятия: под музыку П.И. Чайковского из цикла "Времена года" в зал заходят участники 2 команд. Воспитатель: читает стихотворение С.Есенина: "Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна..."
Ребята, много тайн и загадок хранит зимний лес. И сегодня я предлагаю вам принять участие в нашей экологической викторине и разгадать загадки леса. Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель: Тогда начнем с приветствия команд. (музыка Е.Тиличеевой из композиции "Встречи в лесу") Конкурс "Приветствия команд" Команда "Зайчата": Зайка прыг, зайка скок, слышен зайкин голосок. Холодно заиньке, холодно белому. Как же быть мне зимой, замерзает хвостик мой. Команда "Белочки": Ах, как надоели нам вьюги, холода. И морозы жгучие, будто навсегда. Рыжженькие белочки прячутся в дупло. Поскорей бы солнышко ясное взошло. Конкурс капитанов: Воспитатель: А теперь вопросы для капитанов команд: Вопрс для капитана команды "Зайчата": Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы и ягоды на деревьях? Вопрос для капитана команды "Белочки": Зачем зайцу длинные уши? Конкурс "Разминка команд" Вопросы для участников команд (поочередно) "Зайчата" 1. Что такое кузница дятла? 2. Почему говорят: волка ноги кормят? 3. Какая птица зимой в прорубь ныряет? "Белочки" 1. Что птицам страшнее: холод или голод? Почему? 2. Чем заяц питается зимой? 3.У какой птицы зимой выводятся птенцы? Конкурс "Соревнования команд" Воспитатель: Друзья, скажите без чего не бывает леса? (Без деревьев) А вы умеете узнавать деревья в зимнем лесу? Задание №1 Отгадай и назови дерево по его коре. Команды получают по кусочку коры: "Зайчата - березы, "Белочки"- сосны. Задание №2 С какой ветки детки? Командам выдаются подносы с набором веточек деревьев и шишек (сосновых или еловых); нужно найти веточку дерева по его шишке и назвать это дерево. Воспитатель: Друзья, скажите, а кого можно встретить в зимнем лесу? (Животных и птиц) Посмотрите на изображение и послушайте стихотворение:(стихотворение З.Александровой "Зимняя песенка") Ваша задача угадать, кто находится за кустом, по его следам. Каждая команда получает карточку с изображением следов одного из животных: "Зайчата" - зайца, "Белочки" - лисицы. Задание №3 Как называются домики лесных животных? "Зайчата" отвечают: у лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово) "Белочки" - у медведя (берлога), у мышки (нора), у ёжика (норка) Задание №4 Изобразить животных с помощью пантомимы "Зайчата" - волка, "Белочки" - лису. Задание №5 Назвать и показать на картинках животных: "Зайчата" - травоядных обитателей леса; "Белочки" - лесных хищников. Задание №6 Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на дерево, на котором разместились птицы и выбрать двух, которые оказались здесь по ошибке. (Ласточка и скворец) Задание №7 Кто прилетит на кормушку? Команды получают кормушки-подносы, где лежит: сало для синички ("Зайчата") и рябина для снегирей ("Белочки") Участники должны назвать птиц. Задание №8 Разместить жителей по этажам лесного дома. Воспитатель: Ребята, лес - это дом для животных и птиц. Команды получают по набору карточек с изображением обитателей леса: "Зайчата" - лису, белку, дятла, зайца; "Белочки" - волка, мышку, кабана, снегиря. Задание №9 "Отгадалки" Команде "Зайчата". 1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный? (Волк) 2. Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок. (Белка) 3.Угадайте, что за птица: света яркого боится, клюв - крючком, глаза - пятачком, ушастая голова. Как зовут её? (Сова) Команде "Белочки" 1.Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь) 2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось) 3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой, на уловки мастерица, как зовут её? (Лисица) Задание №10 Помоги лесным обитателям! "Зайчата" - птицам, "Белочки" - животным. Нарисовать на листах бумаги способы, которыми можно помочь животным и птицам в зимнее время. Воспитатель: Ну, вот друзья, наша встреча подошла к концу. Я надеюсь сегодня мы с вами ответили на многие вопросы и разгадали загадки зимнего леса.Что нового вы сегодня узнали? Какой конкурс понравился больше всего? А какой был самым трудным? (Ответы детей) Жюри подводит итоги конкурса. Затем проводится награждение победителей, вручение памятных сувениров
|