НОД в средней группе. "Птицы зимой" Программные задачи: Познавательные: Закреплять знания и признаках птиц как вида, учить соотносить изменения в неживой природе, с жизнью птиц зимой, расширять знания о жизни птиц зимой (внешний вид, питание) . Развитие речи: Расширять словарный запас детей (зимующие и перелётные, нахохлились, щебечут, покрылись пухом, корм, зимовать). Формировать умение давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливать их пересказу, упражнять детей в умении грамматически правильно строить предложения, пользуясь различными типами простых предложений. Социализация: Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к природе, желание помочь, оказать помощь, развивать чувство ответственности. Оборудование: мяч, фонограмма голосов птиц, картинки с изображением птиц. Природный материал, пластилин. Источники: Е. А. Алябьева "Развитие воображения и речи детей", А. В. Аджи "Конспекты интегрированных занятий" в ср. гр.
Ход занятия: Дети сидят на ковре, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом, "Я знаю. " воспитатель кидает мяч и назови насекомых, рыб, животных и птиц. Молодцы, много животных знаете. Ребята, послушайте, чьи это голоса звучат (включает фонограмму "Голоса птиц"). Дети: "Это поют птицы. Правильно, это голоса птиц. Но я ходила недавно в лес и ничего не поняла. Птиц совсем не слышно, очень тихо. Куда все птицы исчезли? Дети: "Зимой очень холодно, нет корма, птицы улетают в тёплые страны". Воспитатель подводит детей к описательному рассказу о птицах и их повадках Воспитатель: "А какие птицы улетают? Дети: " Ласточки, дикие гуси, скворцы, лебеди, кукушки", Воспитатель: "Ребята, назовите птичек, которые остаются зимовать". Дети: " Воробьи, синички, снегири, вороны, голуби, клёсты", Воспитатель: "Как можно им помочь выжить? " Дети: "Делать кормушки, подкармливать птиц". Дид. игра "Какая птица улетела? " (На фланелеграфе выкладываются 4 картинки с изображением птиц, затем, дети отворачиваются, воспитатель убирает любую картинку, дети должны угадать "Какая птица улетела") (игра повторяется 3-4 раза) . Игра- импровизация. Ребята, представьте себе, что вы- птички. Закройте глазки и присядьте- птички отдыхают на ветке и спят. Вот пригрело тёплое солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, пёрышки, потянулись. (Дети закрывают глаза и приседают. Открывают глазки, плавно взмахивают руками, привстают на носочки и тянутся. Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали. Опустились на травку возле ручейка, попили водички, снова полетели и опустились на птичий двор. (Дети взмахивают руками и бегают по залу. Приседают и наклоняют голову. Поклевали зёрнышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А там кого только нет: и важный - преважный индюк, и гордый петух, и куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка-кряква, и гусь-задира. Нахохлились птицы. Дети имитируют движения птиц, медленно ходят по залу с поднятой головой (петух, цыплята бегают, семенят. Курица ходит неторопливо. Идут вперевалочку (утка, вытягивают шею, руки отводят назад. Бегают по залу. Погостили птички на птичьем дворе и полетели домой. А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки, и уснули. Дети приседают, руки отводят назад за спину, закрывают глаза. А теперь откроем глаза и снова станем детьми. Ну, что понравилось вам ребята игра? (о. д.) Далее воспитатель предлагает послушать рассказ В. Сухомлинского "О чём плачет синичка? " и ответить на вопросы, поставленный в названии рассказа. Вопросы воспитателя: -Кто герой рассказа? -Что делали ребята? -Кого они потревожили? _ Почему плакала синичка? - Как бы вы поступили? - Как вы думаете, как поступят ребята? Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень добрые и отзывчивые. И я уверенна, что вы никогда не будете обижать птиц и животных. Воспитатель предлагает детям сделать птичку из природного материала и пластилином (скреплять части пластилином. Туловище сделать и шишки, голова из пластилина, крылья из перьев, всё скрепляется пластилином) .
|