Конспект НОД Лексическая тема: «Зима» |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Дербина Татьяна Ивановна Наумова Татьяна Ивановна Волкова Людмила Николаевна | |||
29.03.2023 20:00 | |||
Конспект НОД Лексическая тема: «Зима» МАДОУ «Детский сад №59», г. Череповец. Дети подготовительной группы компенсирующей направленности (с тяжёлыми нарушениями речи) Авторы:
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о зиме. Задачи: Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к занятиям посредством использования сказочных персонажей. Оборудование: аудиозапись «Вьюга», книга «Снежная Королева» предметные картинки персонажей сказки «Снежная Королева», костюмы зимы и Снежной Королевы, сюжетная картина, иллюстрация разбитого зеркала, изображения осколков зеркала, изображения слов-родственников к слову «снег», корзина, предметные картинки по теме «Зима», льдинки с словами-антонимами, мнемосхемы, губки для рисования, гуашь, листы с воском. Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева», просмотр мультфильма «Снежная Королева», рассматривание иллюстраций к сказке «Снежная Королева», беседа по сказке, рисование по мотивам сказки «Снежная Королева». Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Организационный момент. Логопед: Здравствуйте, ребята! Я сегодня для вас принесла книгу о зиме, сейчас мы ее прочитаем! (аудиозапись «Вьюги») – Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в группе стало! Появляется Снежная Королева: Я повелительница льда! Да! Книгу вашу я взяла! Как скучно мне, поэтому хочу… вас огорчить, Зима вас больше не будет веселит. Её себе я забираю, А вам задания оставляю. Когда осколки зеркала вы соберёте, Тогда и зиму вы вернёте. Логопед показывает детям рамку с осколками от зеркала. Логопед. Ребята, Снежная Королева разбила волшебное зеркало, нам придется его собирать по осколкам, чтобы вернуть весёлую зимушку. А герои этой сказки будут нам помогать. Согласны? Отправляемся на поиски зимы? II. Основная часть. 1. Дидактическая игра «Снежки» Логопед. Ребята, посмотрите, мы попали во двор Кая и Герды, они играют в снежки, назовите, куда прилетел каждый снежок. Дети рассматривают картинку, логопед указывает на каждый снежок, а дети по очереди отвечают: «Этот снежок прилетел под скамейку» (в снеговика, за забор, на крышу, в крепость, под горку, за бак, на елку, в окно) Молодцы! За ваши правильные ответы, Кай и Герда дали нам первый осколок разбитого зеркала! (логопед прикрепляет в рамку первый осколок зеркала) 2. Дидактическое упражнение «Снежные слова» Подходят к станции, где расположен Ворон. Чтобы получить осколок надо выполнить задание Ворона. Он предлагает нам подобрать слова-родственники к слову «снег». (В центр доски поместить картинку «снег», по ходу ответов детей, картинки выставляются по кругу) Человек из снега-…снеговик; Кружевной кристаллик снега-…снежинка. Транспорт для езды по снегу-…снегокат, снегоход; Зимние птички-…снегири; Снежная девочка-…снегурочка; Цветы, появившиеся из-под снега-…подснежники; Явление, когда падает много снега-…снегопад; Комок снега-…снежок; Ворон за ваши старанья отдает нам еще один осколок от зеркала, который поможет нам найти нашу зиму. (Логопед вставляет осколок в рамку от зеркала) 3. Дидактическая игра «В корзинке у Волшебницы» Появляется волшебница с корзинкой. Когда в корзинку волшебницы попадают предметы, они становятся маленькими и все их называют ласково, попробуем? Дети по очереди берут картинки, кладут их в корзинку и называют все слова ласково. Снег-снежок, снеговик-снеговичок, снежок-снежочек Лёд-ледок, снегирь-снегирёк, снежинка-снежиночка, Санки- саночки, снегопад- снегопадик, подснежник-подснежничек, Горка-горочка, каток- каточек, снегокат-снегокатик,, Мороз-морозец, варежки-варежечки, Снегурка-Снегурочка. 4. Дидактическая игра «Заколдованные льдинки» Логопед. Ребята, а посмотрите, кто нам встретился на пути. Это принц и принцесса. И у них для нас тоже задание. Снежная Королева заколдовала льдинки, давайте их расколдуем, назовем противоположные слова. Логопед показывает льдинку, называет слово, дети подбирают правильный антоним, логопед переворачивает льдинку и показывает картинку. Летом жарко, а зимой — холодно; Летом небо светлое, а зимой — темное; Зимой ночь длинная, а день — короткий; Летом солнце яркое, а зимой тусклое; Зимой лёд на реке толстый, а весной тонкий; Лёд твердый, а снег — мягкий; Осенью грустно, а зимой — весело. Молодцы! Расколдовали льдинки. И принц с принцессой тоже вручают нам осколок зеркала. 5. Физминутка (пальчиковая гимнастика) Логопед. Посмотрите, тут нас поджидает ещё один персонаж сказки. Вы его узнали? (Мудрый Олень) Он предлагает нам немножко порезвиться и поиграть в снежки. Дети встают в круг. Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним И сломаем! Логопед. Здорово мы поиграли. Но пора наш путь продолжить. Мудрый Олень предлагает спрятать от Снежной королевы зимние предметы, чтобы она их не заколдовала. 6. Составление предложений о зиме по мнемосхемам. (Задание от Разбойницы). Логопед. Разбойница, помоги нам найти еще один осколок разбитого зеркала. У детей на стульчиках лежат индивидуальные мнемосхемы. Каждый берёт схему и садится на стул. Логопед. Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме. Тучка со снегом обозначает слово «зимой», стрелочка-какое-то действие. Логопед. Какое предложение можно составить по этой схеме? Дети. Зимой идет сильный снег. Дети составляют предложения с опорой на модели: Зимой идёт сильный снег. Зимой дует холодный ветер Зимой на реках лежит лёд, Зимой бывает сильная вьюга, Зимой мы (дети, люди) катаемся на коньках. Зимой мы (дети, люди) катаемся на санках. Зимой мы (дети, люди) катаемся на лыжах, Зимой мы (дети, люди) лепим снеговика. Зимой мы (дети) играем в снежки Зимой люди одевают теплую одежду, Зимой люди строят кормушки и подкармливают птиц, Логопед. Молодцы, ребята! Выполнили такое сложное задание Разбойницы. (Логопед вставляет пятый осколок в рамку) Логопед. Ой, какие холодные слова и предложения вы называли, наверное, замок Снежной Королевы уже близко! 7. Дидактическая игра «Зимние забавы» Картинки с героями выставляются на доску по кругу, а в середину логопед крепит картинку «санки». Логопед задает вопросы, дети изменяют слово по падежам. И.П. Кай и Герда очень любят (что?) санки. Р.П. Маленькая Разбойница бегала вокруг (чего?) вокруг санок. Д.П. Принц и Принцесса подошли (к чему?) к санкам. В.П. Мудрый Олень перепрыгнул через (что?) через санки. Т.П. Снежная Королева хотела помчаться (за чем?) за санками. П.П. Ворон в своём лесу всем рассказывал (о чём?) о санках. Логопед. Какие вы всё-таки молодцы! Вот и последний осколок от разбитого зеркала, справились со всеми заданиями! Давайте его вставим и посмотрим, что же будет! (Логопед прикрепляет последний (седьмой) осколок в рамку) Появляется замок и Снежная Королева (с зимой) со словами: «В пути вы зеркало собрали, И чары мои все пропали». Снежная Королева возвращает книгу и зиму. 8. Рисование нетрадиционным способом (губкой по воску). Зима. Здравствуйте, ребята! Спасибо, что освободили меня. А я тоже умею немножко колдовать. Всё, к чему я прикоснусь, становится волшебством. Хотите, я и вас научу? Присаживайтесь, за столы. Возьмите губку и наносите ею на лист краску. Дети выполняют, а зима приговаривает: Я зимушка-зима Краски в руки вам дала, Чтобы радовали взоры Чудо – дивное узоры. Посмотрите, что у нас получилось? (узоры на окне) III. Итог занятия: Снежная Королева: -Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Кто помогал Вам искать осколки? - Что интересного было? – Что вам больше всего запомнилось? (Снежная королева дарит детям дидактическую игру «Волшебные часы по временам года»). Использованная литература
Фотоотчёт
|