Конспект физкультурного занятия сюжетно-игрового вида с применением здоровьесберегающих технологий «Путешествие по планете Земля» для детей подготовительной группы с ТНР |
Занятия по теме "Зима" | ||||||||||||||||||||||||
Автор: Пугачёва Татьяна Сергеевна Бирюкова Наталья Валерьевна | ||||||||||||||||||||||||
22.08.2022 18:25 | ||||||||||||||||||||||||
Конспект физкультурного занятия сюжетно-игрового вида с применением здоровьесберегающих технологий «Путешествие по планете Земля» для детей подготовительной группы с ТНР
МБДОУ «Детский сад № 38» г. Усолье-Сибирское Иркутская область Аннотация к занятию: Физкультурное занятие сюжетно-игрового вида с применением здоровьесберегающих технологий «Путешествие по планете Земля» разработано для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы в рамках адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №38». Физкультурное занятие является одним из средств организации коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи. На занятии решается комплекс взаимосвязанных задач: обучающих, оздоровительных, коррекционных и воспитательных. Они направлены на формирование у детей рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного и речевого опыта, переноса его в повседневную жизнь. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни. Задания на занятии связаны общей темой, но выполняют свою специфическую развивающую функцию в соответствии с видом детской деятельности по ФГОС ДО: двигательная – развивать психофизические свойства, речевая – развивать речевые навыки, игровая — поощрять двигательное творчество, создавать положительный эмоциональный настрой. Структура занятия чёткая, продуманная, логически взаимосвязанная, в одну сюжетную линию вплетаются различные взаимосвязанные игровые задания, игры на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие дыхания, координацию речи с движением, подвижные игры, упражнения на развитие коммуникативной компетентности. Физкультурное занятие, как средство коррекционно-развивающей работы, обеспечивает развитие и коррекцию двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевыми патологиями, содействует устранению речевых нарушений и обеспечивает социализацию ребенка с ОВЗ. Цель: формирование у детей двигательных умений и навыков, физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями в движении, повышение интереса к здоровому образу жизни. Задачи: коррекционно-обучающие:
коррекционно — развивающие:
коррекционно-воспитательные:
оздоровительные:
Оборудование: гимнастическое бревно, гимнастическая скамейка, кубики (6 шт.), набивные мячи (4 шт.), конусы (6 шт.), мячи (3 шт.), карточки с изображением животных (12 шт.), глобус, доска и проектор для демонстрации слайдовой презентации, аудиозаписи Ход мероприятия I. Вводная часть. Дети входят в спортивный зал, строятся в шеренгу. 1. 1. Приветствие, мотивация детей (игровая) - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть здоровыми, бодрыми, весёлыми, с хорошим настроением. - Любите ли вы фантазировать? Я предлагаю вам проявить фантазию и отправиться в путешествие по нашей планете Земля. Но сначала нужно подготовиться к дальней дороге… 1. 2. Перестроение - Группа, равняйсь! Смирно! На первый-второй рассчитайсь! Первые номера на месте, вторые два шага вперёд. Направо! По залу шага марш! 1. 3. Разминка (упражнения в ходьбе и беге) Ходьба парами (на носочках, пятках, внешней стороне стоп) с разным положением рук. Упражнение «Великаны и гномы» (приложение 1). Бег и ходьба «змейкой» (первые номера маршируют на месте, вторые обегают их «змейкой», меняются местами). Бег и ходьба врассыпную. По команде дети останавливаются врассыпную. Восстановление дыхания. 1. 4. Релаксационное упражнение «Приветствие солнцу» - Прежде, чем отправимся в путешествие по нашей планете, давайте поприветствуем солнце, которое согревает нашу Землю и даёт жизнь всему живому. Слайд №1 «Солнце» (выполняются размеренные движения под спокойную музыку – приложение 2). II. Основная часть - Предлагаю продолжить наше путешествие на самолёте, полюбоваться сверху как прекрасна наша планета. 2. 1. Массаж «Пульт управления» И.п.: сед на коленях, руки вдоль туловища. - Давайте снова пофантазируем, что мы летчики. Сядем в кабину самолета, проверим все кнопки на пульте управления, при этом будем помогать себе язычком (щелканье языком – приложение 3). 2. 2. Дыхательная гимнастика «Продуем мотор» (приложение 4). 2.3. ОРУ без предметов «Самолёт»
2. 4. Основные виды движений. Слайд № 2 «Африка» - Вот мы и прибыли в Африку. По Африке путешествовать не так-то просто, надо преодолеть препятствия. 1) круговая тренировка: а) ходьба по гимнастическому бревну, с перешагиванием через кубики, руки на поясе ( «Первое испытание – ходьба по упавшему бревну, перешагиваем через сучки»); б) ползание по скамейке ( «Второе испытание – переползти по висящему мосту»); в) прыжки через набивные мячи ( «Третье испытание – перепрыгнуть опасные кочки») 2) подвижная игра «Веселые мартышки» - В Африке очень много обезьян, предлагаю поиграть в их в любимую игру! (приложение 6, повтор 3 раза). - Отправляемся дальше и не скучаем! 3) самомассаж «Чтоб не знать в дороге скуки» (приложение 7). Слайд № 3 «Антарктида» - Смотрите мы прилетели на север нашей планеты – в Антарктиду, где живут пингвины. Они кажутся неуклюжими, но это не так – эти животные очень ловко управляются со своими будущими птенцами — яйцами. 4) эстафета «Пингвины» (прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым между ногами мячом – приложение 8). Слад № 4 «Пустыня» - Куда мы попали? Посмотрите, сколько песка. Такие места на планете называются пустынями – они выглядят спокойными, бездвижными и кажется, что даже ветер тут не бывает… 5) игра на расслабление «Песок» (приложение 9). - Отдохнули и в путь. Самолёт приближается к нашей стране — России. Слайд № 5 «Россия» - Как прекрасна наша Родина, сколько лесов, множество животных обитает в них. 6) имитационная игра «Покажи животное» (приложение 10, повтор 3 — 4 раза). Слайд № 6 «Планета Земля – наш дом» - Огромная наша планета, за один день даже на самолёте не облетишь, но в то же время она хрупкая и беззащитная и нам надо беречь её и охранять. - Что мог бы сделать каждый, чтобы сберечь Землю? 7) ситуативное общение «Как я могу помочь планете Земля» III. Заключительная часть. Обсуждение. Рефлексия. - Чем вам понравилось наше путешествие по планете Земля? - В каких местах вам бы ещё хотелось побывать? - О чем интересном мы сегодня можем рассказать нашим родителям? Куда бы вы хотели их пригласить и почему? - Ребята, я благодарю вас за это путешествие. С таким надежными друзьями мне было совсем не страшно и очень интересно путешествовать. До новой встречи! Построение в шеренгу. Заключительная ходьба по залу в колонне по одному. приложение Описание игровых заданий и упражнений 1. Упражнение «Великаны и гномы» Ходьба парами. Первые номера «великаны» ходьба на носочках, вторые номера «гномики» ходьба в полу приседе (руки на колени). По сигналу меняются. 2. Релаксация «Приветствие солнцу» Руки сложены ладонями перед грудью, большие пальцы находятся напротив яремной ямки, все пальцы сложены вместе, ладонь прилегает к ладони. Вытягиваем руки вверх, тянемся вверх, к самому солнышку, растём выше, выше. Дыхание ровное, спокойное, открываем руки, как будто цветок раскрывает свои лепестки. Лучик, лучик покажись! Лучик, лучик опустись! Помоги мне быть здоровым! Светлым, радостным, весёлым! Золотой лучик наполняет все тело. Золотой свет льётся по рукам, голове, вот он спускается по груди, животу, спускается к ножкам, льётся вниз в каждый пальчик. Мы как будто стоим в озере света. Зачерпните ладошками свет и обливайте себя с головы до ног. 3. Массаж биологически активных точек подушечек пальцев рук «Пульт управления» Дети сидят на коленях в удобном положении. Правая рука поднята на уровни груди, пальцы раскрыты веером. Большим пальцем левой руки с силой нажимают на подушечки каждого пальца левой руки. Поменять руки. При выполнении массажа щелкать языком. 4. Дыхательная гимнастика «Продуем мотор» Через левую ноздрю дети делают вдох, правая ноздря зажата, выдох через правую, левую ноздрю зажать. 5. Упражнение на развитие вестибулярного аппарата «Воздушная воронка» Дети стоят с закрытыми глазами, руки в сторону, кружатся. По сигналу остановка. Стараются не сходить с места. 6. Подвижная игра «Весёлые мартышки» Ход игры: дети (обезьянки) стоят на одной стороне зала. На противоположной стороне зала их дом. В центре зала находится ловишка. Играющие произносят слова: - Мы весёлые мартышки, любим бегать и скакать Ну, попробуй нас догнать. 1, 2, 3 – лови! После слова «Лови!» «мартышки» перебегают на противоположную сторону, ловишка старается их запятнать. Тот, кого ловишка успеет задеть до черты, считается пойманным и отходит в сторону, пропуская одну перебежку. 7. Самомассаж «Чтоб не знать в дороги скуки» Чтоб не знать в дороги скуки, мы потёрли наши руки. А потом ладошками лоб: хлоп-хлоп-хлоп! Щёки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем! Ну-ка дружно, не зевай: 1, 2, 3, 4, 5… Постучали по плечам. А теперь уже гляди – добрались и до груди. 8. Эстафета «Пингвины» Дети строятся в 3 звена. Напротив каждого звена (на расстоянии 4 метров) ставится ориентир. Первые в звеньях получают мячи. Зажав их между коленями, прыгают к ориентиру. Добежав до ориентира, берут мяч в руки и бегут к своей команде. 9. Психогимнастика «Песок» Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживать песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела, руки тяжёлые. 10. Имитационная игра «Покажи животное» На полу разложены карточки с изображением животных, птиц. Дети двигаются под музыку. По окончании музыки дети останавливаются у любой карточки, поднимают её и пантомимой показывают животное или птицу, изображенные на карточке.
|