Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию «Путешествие в зимний лес» |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Коростелёва Лейла Ахмедовна | |||
18.08.2022 05:26 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепить представления о характерных признаках зимы, знать и называть диких животных, их среду обитания и чем они питаются в зимний период. Задачи:
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Музыкальное развитие", "Физическое развитие".
Словарная работа: зима, снег, холодно, лес, дикие, хвойный, колкие, лесные, берлога, дупло Предварительная работа: беседы о зиме, беседы о диких животных; отгадывание загадок о зиме, диких животных; рассматривание иллюстраций диких животных; чтение сказок, стихотворений; наблюдение за погодой; дигра «Кто, где живёт» Материал: ёлки искусственные, конверт, мягкие игрушки: белка, зайчик, медведь, картинки с изображением их домиков, корзинка с грибочками и орешками, корзинка с морковкой, баночка меда, аудиозапись хруста снега. Ход занятия. Раздается стук в дверь. Дети вместе с воспитателем находят письмо. Воспитатель: Какое интересное письмо нам принесли. Давайте прочитаем, что там написано, и кто нам его прислал. Приходите в зимний лес. Здесь полным – полно чудес! Я прошу вас в лесу не кричать, Птиц и зверей не обижать! А, главное, — всем вместе держаться, Чтобы в лесу не потеряться. Ваши лесные друзья. С нетерпением ждем! Воспитатель: Ребята, нас приглашают в гости, в лес. Идем в гости к лесным жителям? Дети: Да. Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? Дети: Зима. Воспитатель: А как вы догадались, что именно зима? Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет. Деревья стоят голые, нет листочков. Люди одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках). Воспитатель: На улице холодно идёт снег. и чтобы нам с вами не замёрзнуть в лесу, давайте оденемся потеплее. Дети: Да. Игровая ситуация: «Одеваемся тепло» Очень холодно зимой, Но мы пойдём гулять с тобой! Я надену шубку, Я надену шапку, Я надену шарфик А ещё красивые, Тёплые, пушистые Крошки – рукавички На ручки натяну. И хотя мы маленькие. Мы оденем валенки! Воспитатель: Вот мы с вами и оделись. Но путь нам предстоит нелёгкий. Придётся нам идти по глубокому снегу. А давайте возьмем собой угощение для лесных жителей. (Дети берут корзинки с угощениями) Звучит аудиозапись хруста снега Физкультминутка: Воспитатель: Мы шагаем по сугробам, По сугробам, крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу. Шагаем смело мы вперед, Много нас открытий ждет. (Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом) Воспитатель: Ребята посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Давайте вспомним как надо себя в нем вести. Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам – не враги! Помоги лесным зверюшкам, Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверек — Будь то ласка иль хорек, Еж лесной, речная рыба — Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!» Воспитатель: А что же это за деревья, которые и зимой, и летом одним цветом? Дети: Ёлочки. Воспитатель: Какого они всегда цвета? Дети: Зелёного. Воспитатель: Ребятки, а что растёт у ёлочки на веточках? Дети: Иголочки. Воспитатель: Молодцы! Именно поэтому, ёлочки называют хвойным деревом. Раз растут иголочки, значит, это ёлочки. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут елочки, называют хвойный лес. Посмотрите, какие иголочки у наших ё лочек: короткие, колкие, тёмные. Воспитатель: Дети, скажите какие звери живут в лесу? (Дети отвечают, называют лесных жителей). Воспитатель: А как этих всех зверей можно назвать? Дети: дикие, лесные. Воспитатель: Посмотрите, как много снега! А давайте поиграем с вами в снежки. Разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: «Снежок». Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, Очень гладкий И совсем – совсем не сладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем. И сейчас мы поиграем. Все снежки свои кидаем. Воспитатель: А кто это прячется среди деревьев? С ветки на ветку, рыжий как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач? Дети: Белка Воспитатель: А какая она по цвету? Дети: Рыжая Воспитатель: К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Внутри белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Дупло белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Там же она хранит свои запасы лесные орешки и шишки, сухие ягоды и плоды. Кроме того, белка собрала грибы — маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям, и подкрепляться сушеными грибами. Воспитатель: Ребята, давайте оставим белке подарки, которые мы принесли с собой. (Дети ставят корзинку с грибочками и орехами возле белочки) Воспитатель: Отправляемся дальше. Ой, а кто это сидит под кустом? Длинноухий, длинноногий По лесной спешит дороге. Кто зимою цветом белый, Скачет, словно угорелый? Дети: Зайчик Воспитатель: А зачем зайчик меняет свою шубку к зиме? Дети: В серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет. А еще белая шубка намного теплее, чем серая. Воспитатель: У зайчика нет своего домика, он живет под кустиком. Питаются зайчики зимой в лесу веточками, корой. А чем еще питается зайчик? Дети: Морковкой, яблоками. Воспитатель: Давайте и зайчику оставим корзинку с морковкой, чтобы он ею полакомился. (Дети ставят корзинку с морковкой возле зайчика, под кустом) Воспитатель: Продолжим наш путь. А кто там спит под елкой? В чаще лесной живет, Сладкоежкою слывет. Летом ест малину, мёд, Лапу зиму всю сосёт. Может громко зареветь, А зовут его… Дети: Медведь Воспитатель: Осенью медведю надо много есть, чтобы пережить зиму. Любят мишки ходить осенью на овсяные поля и лакомиться овсом. Наедается мишка осенью не только овсом, но и рыбой, муравьями, жуками, осенними ягодами, чтобы на всю зиму хватило жирового запаса. Осенью медведь меняет свою шубу на более теплую, она того же цвета, что и была – коричневая. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы! А еще медведь очень любит мед. Давайте оставим ему баночку с медом. (Дети оставляют баночку с медом возле медведя) Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. Нам пора возвращаться в детский сад. Подходите — ка ко мне, закрывайте глазки все, Раз, два, три мы покружились, в группе снова очутились. Воспитатель: Вот, ребята, мы уже вернулись в детский сад. Мы побывали в лесу и узнали, как дикие звери к зиме подготовились и как зимуют. У каждого животного есть свой дом в лесу, только эти дома все разные, где кому удобно: медведь – спит в берлоге, белка хранит запасы – в дупле. А вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, посмотрите, лесные жители прислали вам угощения и поблагодарили вас за подарки, которые вы им оставили в лесу. (Детей угощают фруктами).
|