Старшая группа Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о природе родного края зимой. «Познавательное развитие» развивать представления о процессах в природе зимой, о жизнедеятельности растений и животных, формах поддержки их человеком в зимнее время. «Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать любовь и ценностное отношение к природе родного края, эмоциональную отзывчивость, сопереживание детей, развивать навыки совместной деятельности и общения. «Речевое развитие» - развивать связную речь детей, побуждать к полным ответам на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме «Зима». «Художественно-эстетическое развитие» - развивать предпосылки к ценностно-смысловому восприятию мира природы, музыкальных произведений. «Физическое развитие» - сохранение физического и психического здоровья детей через соблюдение норм и правил САНПиНа, внимание за осанкой, проведение дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, динамической паузы в виде подвижной игры, игры с текстом. Методы и приемы:
- Сюрпризный момент, решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, дидактическая игра. Оборудование: мультимедиа проектор, экран, запись музыкальных произведений «Зима» Вивальди, «Сказка зимнего леса», атрибуты зимы, картинки лесных зверей и птиц, корм для животных зимой, корзинки, клубок, угощение от белочки. Предварительная работа – чтение произведений о зиме в лесу, рассматривание фотографий и иллюстраций, заучивание стихов-загадок, наблюдение за птицами и растениями на прогулках. Словарь: «ЕГЕРЬ», «МЫШКОВАТЬ», уточнить значение словосочетаний «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ», «ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ».
Ход занятия: I.Орг. момент: дети под песню «Сказки зимнего леса» входят в зал. В: -Ребята, посмотрите сколько гостей пришли к нам сегодня. Давайте поздороваемся. Д: -здравствуйте! В: -ребята, сегодня утром у входа в детский сад я нашла клубочек, принесла его в группу,а он оказался не простой. Вот послушайте! Клубочек:- Здравствуйте, ребята! Я-волшебный клубочек, я хочу пригласить вас за город, на прогулку в зимний лес! Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. В: -Ну что , ребята, мы принимаем приглашение клубочка? Д: - Да! В:- Ну тогда берёмся за руки и в путь! Звучит мелодия песни «Сказка зимнего леса». Д и В: - По заснеженной дорожке Скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По сугробам побредём И до леса добредём Стоп. Немножко отдохнём. Тихо в зимний лес войдём. СЛАЙД 2 (на 2-м щелчке) В:-Вот мы и в зимнем Зауральском лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? Д: - В лесу пахнет морозной свежестью, снегом, ёлкой. В: -Давайте ребята вдохнём лесного воздуха. Д и В: Дых. упражнение: дети вдыхают носом воздух на выдохе признося: «Ух свежо!» (3раза) II.Осн.часть : 1) В: - А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса. СЛАЙД 2-до конца ,музыка, 4 щелчка (щелчки через 5сек.) По окончание СЛАЙД 3 –(3 картинки сразу) В: -Ребята, а какой он, зимний лес? Чем отличается от летнего? Д: -Зимний лес покрыт снегом, Д: - в лесу нет насекомых, Д: - на деревьях нет листьев, Д: - в лесу не слышно пения птиц. В: - А куда же делись насекомые? Д: - Насекомые спрятались до весны под листьями, - забились в щели в коре деревьев. СЛАЙД4 В: - Ребята , а птичьего пения почему не слышно? Д: - Перелётные птицы улетели в тёплые края, - остались зимующие птицы, но они перебрались поближе к жилью человека. 2) В: - Посмотрите как изменились зимой деревья, не разобрать где какое. Может разгадаем эту загадку? СЛАЙД 5 –по 1 из 4-х картинок Д: - Берёзу можно узнать по белому стволу с чёрными полосками и свисающим ветвям. Д: - У рябины несколько стволов и зимой её можно узнать по красным ягодам в гроздях Д: - Сосна высокая с иголками. Веточки подняты вверх. Д: - Ель покрывают иголки веточки опущены вниз. В: - Ребята, а как мы называем деревья, ветки которых покрывают иголочки- хвоинки? Д: -Деревья , ветки которых покрыты иголочками – хвойные деревья. В: -А деревья с листьями как называются? Чем они отличаются от хвойных ? Д: -Хвойные деревья не сбрасывают зимой иголки. Д: - А лиственные осенью сбрасывают листья, стоят зимою без листьев. 3) В: - Смотрите, снова снег пошёл. Посмотрите как кружатся снежинки: Гимнастика для глаз: Белый снег идёт с утра. (моргание) Рада снегу детвора. (прикрываем ладошками глаза) Снег на ветках, на дорожках. (глазами вверх, вниз) На носах и на ладошках (ладони к носу, вдаль – слежение глазами) В: приглашает детей присесть. СЛАЙД 6 В:- Снег в лесу повсюду, а на нём, как на сраничке, написал кто-то знаки: загадочные кружочки, галочки. Что это за знаки? Кто их оставил? Д: - Эти знаки - следы зверей и птиц. Заяц оставляет 4 следа -2 длинных и 2 круглых, у волка след как у собаки, галочка- след птицы, копыто –след кабана. 4) В: - Молодцы. Зима время холодное и голодное для лесных обитателей, много им приходится бегать в поисках пищи. Хотите помочь им? П/И «Накорми лесных зверей и птиц» В: - Молодцы, посмотрим правильно ли вы раздали еду. Д: -Хищникам волку и лисе положили дичь, белке - орехи, птице – пшено, семечки, зайцу – ветки, кору. В: словарь «МЫШКОВАТЬ» СЛАЙД7 В: -А кто как переживает голод и холод зимы вы сейчас послушаете и угадаете. СТИХИ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ 1.Он зимой холодной Ходит злой, голодный Шишек он не хочет, Только зубы точит, Чтобы съесть зайчонка, Мышку иль лосёнка.
2. В норе я живу, шубку рыжую ношу. Ловлю мышку полевую, в деревне курочек ворую. Хочу зайца поймать, но не всегда могу догнать.
4. Я к зиме побелел Шубку тёплую одел. Трудно мне зимой бывает Холодно. Есть не хватает. А питаюсь я корой, Замёрзшей ягодой лесной.
5. К зиме сменила шубку я На серую и тёплую. И орехов запасла Я кладовку полную. Спрячусь в холод я в дупло. Там и сухо и тепло.
3. Как в лесу похолодает, В город я прилетаю. Грудкой жёлтой всем знакома, Ищу сало на балконах. Часто в окна к вам стучу, И пронзительно свищу! Д: отгадывают о каких животных идёт речь (волк, лиса, заяц, белка, синица) III. ИТОГ: В: - Зима - время очень трудное для обитателей леса, а вы, ребята, знаете как люди могут помочь зимой зверям и птицам пережить зиму? СЛАЙД 8 Д: - Сделать кормушки для птиц, не забывать досыпать в них корм, готовят корм летом, а зимой привозят в специальные места. Животные приходят сюда в голодное время. В: - корм заготавливают егеря, эти люди следят за животными. СЛАЙД9 В: -Ребята, у зимнего леса много загадок, но нам пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу зимой. Вот вам белочка припасла гостинцы (под ёлкой угощенье - орешки), а мы с вами скажем «1,2,3, Клубочек в группу нас верни!» Дети произносят слова, под мелодию песни уходят в группу.
|