Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима»
Занятия по теме "Зима"
Автор: Ниметулаева Ремзия Леватовна   
05.12.2023 20:28

Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима»Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима»

Цель: Формировать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение. Закрепить знания о зиме как о времени года

Задачи:

  • Образовательная: Уточнить и закрепить общие представления о зиме как о времени года; обогащать детей музыкальными впечатлениями через слушание и пение.
  • Развивающая: Развивать творческие способности детей, самостоятельность, активность, внимание, чуткость, решительность, уверенность; пополнить словарный запас детей новыми словами;
  • Воспитательная: Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке; формировать бережное отношение к природе; воспитывать нравственно-эстетические качества, доброжелательность.
  • Оздоровительная: Применяются такие технологии как: танцевальные импровизации; психоэмоциональная разгрузка детей; обеспечение эмоционального благополучия детей.

Оборудование: Мультимедийная установка.

 Ссылка на виртуальную галерею

Ход занятия:

1 слайд

Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством композитора П.И. Чайковского «Времена года».

2 слайд

То, о чём я хочу рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.

Вы догадались о каком времени года мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

Правильно, о прекрасном и загадочном времени года. А знаете ли вы какие-нибудь произведения о зиме? (ответы детей)

А композиторов их написавшие? (ответы детей)

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Петра Ильича Чайковского.

3 слайд

Пётр Ильич Чайковский — известнейший русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально — общественный деятель. Создатель прекрасных музыкальных произведений. Одним из его знаменитых симфонических произведений, посвященных зиме, является цикл "Времена года".

4 слайд

Мы начнём с вами, ребята, с последней пьесы в альбоме «Времена года». Ведь декабрь — это последняя пьеса из «Времён года». "Декабрь. Святки"

Пьеса называется так и называется «Святки»... (слушаем пьесу)

5 слайд

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…

(В. А. Жуковский)

Святки — это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» — и даже у нас, забывших все или почти все традиции, как будто что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое.

В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта-Клауса, Деда Мороза – старика с белой бородой, приносящего подарки.

В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

«Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний. И немножко грустный. Но это и понятно — ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года».

6 слайд

Второй зимний месяц, это начало Нового года. Как ребята он называется? (ответы детей) Правильно — Январь.

Пьеса так и называется «Январь. У камелька» (слушаем пьесу)

7 слайд

И мирный неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела...

(А. С. Пушкин)

Пётр Ильич Чайковский дал Январю ещё одно название — «У камелька».

«Камелёк» — какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате...

Ребята, если вы живёте в большом городе, в доме с паровым отоплением, то вы можете и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина.

Тепло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет...

В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой.

Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Я прошу послушать внимательно эту музыку, а потом самому придумать маленький рассказик о зимнем вечере. Интересно, какие мысли навевает тебе пьеса «У камелька». (Ответы детей)

8 слайд

Музыкальный руководитель: Ребята, а какой у нас следующий зимний месяц? Какая погода характерна для февраля месяца? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Не всегда зимой солнечная погода, часто небо затянуто тучами и идёт снег. Вьюги, метели, ветер ожидает всех в феврале, и, прекрасный праздник Масленица.

Февраль. Масленица

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир...

(П. А. Вяземский)

Ты знаешь, что такое масленица? Такой праздник когда-то действительно существовал. Весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму.

9 слайд

Активное слушание «Февраль. Масленица». Танцевально-игровое творчество с использованием газовых платочков.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он сочинял эту музыку? (Ответы детей.)

Берендеи были очень весёлые— яркие, шумные. Во время масленицы пекли румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям! Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушиваешься в неё — словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и, кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская — весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

Нужно сказать, что все русские композиторы очень хорошо знали и любили народную музыку. Они записывали и изучали песни, которые сочиняли в деревнях и сёлах сами крестьяне. Кто именно сочинил песню, почти никогда никто не знал. Песни передавались от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но знали и пели их во все времена; и сейчас ещё можно услышать многие из этих песен. Народ бережёт их и помнит. Русские композиторы часто включали в свои сочинения народные песни и танцы. А иногда сочиняли музыку, похожую на народную.

Давайте, ребята, исполним песню русскую народную песню в обработке

А. Абрамовского «Блины» (исполнение 1 куплета)

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

10 слайд.

Музыкальный руководитель: Наша зимняя экскурсия подошла к концу. Подумайте и ответьте сами, какие средства выразительности использовал композитор в этих произведениях? (Ответы детей.)

Что вам понравилось сегодня? Что вы узнали нового? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель: А мне очень понравилось, как вы слушаете музыку. Как у вас получилось чётко изобразить в движении смену характера музыки, её настроение. И как вы замечательно пели песню, и различали в словах буквы! Вы все очень старались, молодцы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год