Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима» |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Ниметулаева Ремзия Леватовна | |||
05.12.2023 20:28 | |||
Виртуальная экскурсия в подготовительной группе «П. И. Чайковский Времена года. Зима» Цель: Формировать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение. Закрепить знания о зиме как о времени года Задачи:
Оборудование: Мультимедийная установка. Ход занятия: 1 слайд Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством композитора П.И. Чайковского «Времена года». 2 слайд То, о чём я хочу рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз. Вы догадались о каком времени года мы будем сегодня говорить? (ответы детей) Правильно, о прекрасном и загадочном времени года. А знаете ли вы какие-нибудь произведения о зиме? (ответы детей) А композиторов их написавшие? (ответы детей) Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Петра Ильича Чайковского. 3 слайд Пётр Ильич Чайковский — известнейший русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально — общественный деятель. Создатель прекрасных музыкальных произведений. Одним из его знаменитых симфонических произведений, посвященных зиме, является цикл "Времена года". 4 слайд Мы начнём с вами, ребята, с последней пьесы в альбоме «Времена года». Ведь декабрь — это последняя пьеса из «Времён года». "Декабрь. Святки" Пьеса называется так и называется «Святки»... (слушаем пьесу) 5 слайд Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали… (В. А. Жуковский) Святки — это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» — и даже у нас, забывших все или почти все традиции, как будто что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта-Клауса, Деда Мороза – старика с белой бородой, приносящего подарки. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. «Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний. И немножко грустный. Но это и понятно — ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года». 6 слайд Второй зимний месяц, это начало Нового года. Как ребята он называется? (ответы детей) Правильно — Январь. Пьеса так и называется «Январь. У камелька» (слушаем пьесу) 7 слайд И мирный неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка нагорела... (А. С. Пушкин) Пётр Ильич Чайковский дал Январю ещё одно название — «У камелька». «Камелёк» — какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате... Ребята, если вы живёте в большом городе, в доме с паровым отоплением, то вы можете и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина. Тепло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет... В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Я прошу послушать внимательно эту музыку, а потом самому придумать маленький рассказик о зимнем вечере. Интересно, какие мысли навевает тебе пьеса «У камелька». (Ответы детей) 8 слайд Музыкальный руководитель: Ребята, а какой у нас следующий зимний месяц? Какая погода характерна для февраля месяца? (Ответы детей) Музыкальный руководитель: Не всегда зимой солнечная погода, часто небо затянуто тучами и идёт снег. Вьюги, метели, ветер ожидает всех в феврале, и, прекрасный праздник Масленица. Февраль. Масленица Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир... (П. А. Вяземский) Ты знаешь, что такое масленица? Такой праздник когда-то действительно существовал. Весёлый сказочный народ берендеи вывозят в лес на санях огромное чучело — масленицу. Песни, пляски, смех... Берендеи провожают зиму. 9 слайд Активное слушание «Февраль. Масленица». Танцевально-игровое творчество с использованием газовых платочков. Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он сочинял эту музыку? (Ответы детей.) Берендеи были очень весёлые— яркие, шумные. Во время масленицы пекли румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям! Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушиваешься в неё — словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и, кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская — весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника. Нужно сказать, что все русские композиторы очень хорошо знали и любили народную музыку. Они записывали и изучали песни, которые сочиняли в деревнях и сёлах сами крестьяне. Кто именно сочинил песню, почти никогда никто не знал. Песни передавались от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но знали и пели их во все времена; и сейчас ещё можно услышать многие из этих песен. Народ бережёт их и помнит. Русские композиторы часто включали в свои сочинения народные песни и танцы. А иногда сочиняли музыку, похожую на народную. Давайте, ребята, исполним песню русскую народную песню в обработке А. Абрамовского «Блины» (исполнение 1 куплета) Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. 10 слайд. Музыкальный руководитель: Наша зимняя экскурсия подошла к концу. Подумайте и ответьте сами, какие средства выразительности использовал композитор в этих произведениях? (Ответы детей.) Что вам понравилось сегодня? Что вы узнали нового? (Ответы детей.) Музыкальный руководитель: А мне очень понравилось, как вы слушаете музыку. Как у вас получилось чётко изобразить в движении смену характера музыки, её настроение. И как вы замечательно пели песню, и различали в словах буквы! Вы все очень старались, молодцы!
|