Введение в проблемную ситуацию
|
Сюрпризный момент
|
Ребята, когда я к вам шла на работу ко мне подлетела сорока и начала трещать «Была сегодня в лесу ничего не пойму, беда, в лесу тишина!! А мы то с вами знаем по чему в лесу сейчас нет птиц и там такая тишина.
Ребята как вы уже знаете есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог-это биолог, изучающий птиц.
Он наблюдает за поведением птиц в лесу, в городе и в зоопарке.
Хотите тоже стать научными сотрудниками?
Сегодня тогда я, старший орнитолог, а вы младшие научные сотрудники.
Ребята, то мы сегодня с вами?
Тогда, давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
Раз, два, три, повернись на опушке леса очутись.
|
Ответы детей: -
В лесу тишина, потому что перелетные птицы у летели в теплые края.
Поэтому в лесу такая тишина.
Ответ детей:
Орнитолог
Ответ детей: Да.
Ответ детей: Орнитологи.
Дети поворачиваться вокруг себя и оказываться на лесной опушке.
|
Воспитанники вовлечены в проблемную ситуацию и проявляют активный интерес.
|
Основной этап
|
Звучит музыка И.П. Чайковский «Зимний лес» и показ презентации с зимним лесом.
Краткое описание события, доступное детям, для расширения их кругозора.
Уточнение знаний детей о том, кто из зимующих птиц и как подают голос.
Д.И. «Голоса зимующих птиц»
развитие воображения
|
Рассказ педагога: Зимний лес укрыт снежным покрывалом и погружён в волшебный сон. Лес полон чудес и волшебства, он околдован волшебной снежной сказкой. В зимнем лесу часто идёт снег, и падают на землю снежинки. Посмотрите снегопад, хлопья снежные летят. С неба падают зимой и кружатся над землёй, лёгкие пушинки-белые снежинки.
А что за шум? Что за суета среди деревьев?
А вот оно не обычное дерево.
Давайте вспомним, что это за птицы? Я предлагаю вам дети превратиться в зимующих птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Все эти птицы собрались вместе еще осенью. Как вы думаете почему?
Как назовем их, одним словом?
Почему их так назвали?
|
Ответ детей: Это птицы.
Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы.
Дети выбирают маски птиц.
1.Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
2. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
3.Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
4.Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
5.Я голубь. Я умею ворковать.
6.Я снегирь. Я умею свистеть.
7.Я воробей я умею чирикать.
Рассуждение детей: Стайкой легче прокормиться.
Найдет одна птичка корм, на ее голос спешат другие.
Ответ детей: Зимующие.
Ответ детей: Птицы остаются с нами зимовать.
|
Проявляют речевую активность
|
Физминутка
.
Формирование представлений о жизни птиц зимой
А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».
Д.И. Чем питается птица?
Изучение нового материала.
Д.И.» Верю –не верю»
Игра» Поломанные слова»
Собрать из частей макет птицы
Пальчиковая гимнастика.
|
Вот летали птички, птички - невелички. Все летали, все летали,
Крыльями махали
На дорожку сели, Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю, Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так, вот так, вот так, вот так,
Чтобы были чище
Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Как и чем, мы можем помочь птицам зимой? А как вы помогаете птицам зимой?
В. - Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.
На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, кедровый орех, пшена и риса.
В. - Подойдите, посмотрите семена, каких растений здесь насыпаны?
В. - рассмотрите семена, потрогайте, обследуйте их.
В. - Опишите семена подсолнуха и тыквы.
- Опишите семена арбуза и кедрового ореха.
- Опишите зерна пшено и риса.
- Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках? Опрашиваю еще 2-3-х детей. -Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
-Все мешочки положите на поднос.
-Воробей
-Синица
-Ворона
- Снегири
-Голубь
Вот птичка, так птичка, Не дрозд, не синичка, Ни лебедь, ни утка. И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка Выводит птенцов. Только лютой зимой.
Рассказ воспитателя: Клёст выводит своих птенцов — в январские морозы.
А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает- Мышей добывает. А станет светло- Спать летит в дупло.
Рассказ воспитателя:
Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
В: Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью. -Тело покрыто перьями. - Есть клюв. -Птицы летают. - Клесты выводят птенцов зимой. - У синицы жёлтое брюшко. - У воробья большой сильный клюв. - У сороки короткий хвост. - Для птиц самое страшное зимой – это голод. - Клесты любят семена шишек. -Синицы любят сало. -Ворона-это маленькая птица.
В: Ребята вам нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующих птиц.
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.
Давайте, вспомним, что есть у птицы.
Что есть только у птиц?
Что умеют делать только птицы?
В: Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.
-Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.
Птичка прилетела, Головкой повертела.
Поклевала крошки. Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула, Быстро упорхнула..
Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать.
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). Мы с вами подпишем названия птиц. — Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц».
|
(изображать руками, движения крыльев)
присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке) 2 раза
руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
(прыжки на месте) 2раза
Предположения детей, о том, что эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе, еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. Повесили кормушку, насыпали в нее хлебные крошки и зерно.
Рассуждения воспитанников
У подсолнуха семена мелкие и черные, а у тыквы крупные и белые.
У арбуза семена коричневые и крупные, а у кедрового ореха выпуклое и крупеое.
Пшено мелкое и желтое, а рис крупный и белый.
Ответы детей:
Арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, пшена, рис, кедровый орех.
Ответ детей:
— питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
– вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
– любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
Ответ детей(Клест.)
Ответ детей: Сова.
Ответы детей.
Передают «веточку с птичкой», высказывают своё утверждение.
Верю или не верю.
Дети правильно выкладывают название птицы.
(дети выбирают часть и помещают на мольберт) (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).
(Крылья.)
(Летать.)
(изготовить макет книги и показать детям)
Машем кистями рук.
Выполняем повороты кистями рук.
Изображаем, как птичка клюёт зёрна
Машем кистями рук.
(Дети садятся за подготовленный стол). Обратите внимание на цвет оперенья.
|
Проявляет физическую деятельность.
Мыслительная и речевая деятельность
Закрепление навыков словоизменения (родительный падеж существительных).
Мыслительная и речевая деятельность
Мыслительная и речевая деятельность
Развитие мелкой моторики.
|