Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
Зал украшен в зимней тематике: елочки, снежинки, сугробы, снег. На веточках елок развешены грибы. Дети попадают в музыкальный зал через эмитированный снежный туннель. Первой проходит воспитатель и надевает зимние шапку, шарф и варежки.
Воспитатель: Ребята, а у нас в зале гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ой, ребята, а что на мне появилось?
Дети: Шапка, шарфик, варежки!
Воспитатель: А в какое время года их носят?
Дети: Зимой!
Воспитатель: Посмотрите вокруг, где это мы?
Дети: В лесу!
Воспитатель: А на деревьях что лежит?
Дети: Снег! Снежинки!
Воспитатель: Это, наверное, зимний лес. Как вы думаете?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, идите друг за другом, в лесу тропинки узкие и проходят между деревьями.(Дети выстраиваются друг за другом и идут за воспитателем). Послушайте как скрипит снег под ногами (аудиозапись звука скрипа снега под ногами. Дети идут и слушают). Посмотрите вокруг, какие деревья здесь растут?
Дети: Елочки!
Воспитатель: А сколько их?
Дети: Много!
Воспитатель: А кто хочет посчитать?
(Кто-то из детей считает елочки).
Воспитатель: Молодец! А какого цвета елочки?
Дети: Зеленые!
(Воспитатель подводит детей к елочке, на веточке которой находятся
пару грибов)
Воспитатель: Ребята, вы видите на этой елочке что-то необычное?
Дети: Да! Грибы!
Воспитатель: А как вы думаете, кто мог оставить эти грибы?
Дети: Белочка!
Воспитатель: Верно! А кого мы можем еще встретить в зимнем лесу?
Дети: Лису, зайца, волка.
Воспитатель: А кого мы не встретим здесь?
Дети: Медведя, ежа.
Воспитатель: Вы говорите все верно. Может кто-то знает стишок про мишку?
Дети: Да!
(Рассказывают стишок)
Мишка, мишка, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
«Потому что снег и лед,
И не сахар, и не мед».
Воспитатель: Какие вы молодцы. А скажите, как человек может помочь зимой животным?
Дети: Он может оставлять в лесу сено, веточки, зайчикам оставлять морковку.
Воспитатель: Верно. Зимой трудно не только животным, но и птичкам. А птичкам мы может помочь и как?
Дети: Мы можем повесить кормушки для птиц, оставлять на веточках синичкам кусочки сало.
Воспитатель: Какие вы молодцы! А какой мы с вами стишок знаем про помощь птицам?
Дети: Да. (Рассказывают стишок).
Мама режет хлеб и мне
Не сидится в стороне.
Ни червей зимой, ни мошек,
Птицам не прожить без крошек.
Под форточкой оконною
Открою им столовую.
Воспитатель: Молодцы! У нас на площадке есть кормушка, в которую мы оставляем для птичек зернышки. Как вокруг красиво! Ребята, а в какие игры можно играть зимой?
Дети: В снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах.
Воспитатель: Есть у нас санки?
Дети: Нет.
Воспитатель: А лыжи?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но зато мы можем поиграть в снежки!
(Воспитатель делает снежок из синтепона, лежащего на полу, и кидает в детей. Дети повторяют действие).
Воспитатель: Тс-с-с-с-с! (шёпотом) Ребята, в лесу шуметь нельзя. А кто знает почему?
Дети: (шепотом) Можно напугать животных.
(Слышится скрип снега. Все прислушиваются)
Воспитатель: Слышите? Кто-то идет.
(Появляется бабушка-загадушка с корзиной в руках)
Бабушка: Здравствуйте! Я бабушка-загадушка, в лесу живу, лес берегу. Всех гостей встречаю да вопросами пытаю. Скажите, кто вы?
Дети: Дети!
Бабушка: Откуда вы ко мне , в лес, пришли?
Дети: Из Москвы.
Бабушка: А сколько вам лет?
Дети: Три года (или показывают).
Бабушка: Молодцы! На все мои вопросы ответили. Проходите в мой дом. У меня для вас еще сюрприз есть.
(Перед детьми стоят ворота, имитирующие вход в дверь).
Бабушка: Вы в ворота проходите и громко имя свое скажите.
(Первой проходит воспитатель называя свое имя. За ней идут по очереди дети называют свои имена и садятся за столики. Бабушка убирает со стола белое покрывало, под которым стоит сундучок).
Бабушка: На столе сундучок. Сундучок не простой, в нем лежит мой сюрприз, ждет, когда вы его отгадаете. Если посмотреть на сундучок глазками можно узнать, что в нем?
Дети: Нет.
Бабушка: А если сундучок потрясти и ушками послушать, можно узнать (трясет сундучок) что в нем?
(Дети высказывают свои предположения)
Бабушка: А что нужно сделать чтобы узнать что в нем спрятано?
Дети: Открыть и посмотреть, потрогать руками (или молчат).
Бабушка: Правильно! (открывает сундучок и по очереди всем показывает, что в нем).
Дети: Лед, льдинки, ледышки.
Бабушка: Опустите ручку в сундучок, возьмите лед и положите себе на тарелочку.
(Воспитатель подает каждому ребенку одноразовые тарелочки
вместе со льдом).
Бабушка: Посмотрите, потрогайте и скажите: лед какой?
Дети: Холодный, мокрый, гладкий, твердый. (При затруднениях в ответе бабушка задает наводящие вопросы).
Бабушка: А еще лед бесцветный и прозрачный. Посмотрите (бабушка показывает льдинку на веревочке). Лед ни желтый. И не красный, не зеленый и не синий. У льда цвета нет. А вот еще льдинка (достает льдинку на веревочке, а внутри заморожен предмет). Посмотрите, что в ней заморожено?
(Дети отвечают)
Бабушка: Правильно, лед прозрачный и вам видно что в нем замерзло. А из чего же лед получается?
Дети: Из воды.
Бабушка: Возьмите льдинку в ладошки, подержите их над тарелочками (демонстрация), что со льдом происходит?
Дети: Лед тает. Капает вода.
Бабушка: А почему в ладошках лед тает?
Дети: Ладошки теплые.
Бабушка: Правильно, когда холодно вода замерзает и становиться льдом, а когда лед попадает в тепло – он тает, и снова получается вода. Хотите это проверить?
Дети: Да!
Бабушка: Смотрите. У меня два сосуда: в одном вода теплая, а в другом холодная. Может кто-нибудь догадается, где теплая, а где холодная вода?
(Ответы детей)
Бабушка: Возьмите ваши льдинки и опустите в сосуды одни с холодной водой, другие с теплой. (Дети совершают действие).
Бабушка: Пусть ваши сосуды стоят, а мы продолжим разговор. Может быть, кто-то знает, в какое время года вода на улице превращается в лед, а в какое лед тает?
Дети: Зимой вода превращается в лед, а весной и летом тает.
Бабушка: Сейчас на улице зима. И скоро придет веселый праздник. Вы знаете какой?
Дети: Новый год!
Бабушка: К новогоднему празднику все люди дома наряжают какое дерево?
Дети: Елочку. Елку.
Бабушка: Конечно же, елочку. Вы в моем лесу видели елочки?
Дети: Да!
Бабушка: Я их тоже буду украшать. Но игрушки у меня будут особенные, необычные. А у вас в детском саду растут елочки?
Дети: Да!
Бабушка: Тогда и вы можете украсить свои елочки такими же игрушками. Посмотрите! (демонстрируются игрушки-льдинки). Хотите, я вам покажу, как их делать?
Дети: Да.
Бабушка: Посмотрите, что у меня на подносе стоит?
Дети: Стаканчики.
Бабушка: А в них что?
Дети: Игрушки!
Бабушка: Чтобы получилась такая игрушка как у меня нужно налить в ваши стаканчики воды и опустить туда веревочку.
(Дети выполняют действия с поддержкой воспитателя).
Бабушка: А теперь вам остается вынести во время прогулки ваши стаканчики на улицу. Они ночь постоят на морозе, вода замерзнет, и получатся у вас игрушки-льдинки.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться, скоро время обеда. Спасибо, бабушка-загадушка за науку. До свидания.
(Воспитатель берет поднос со стаканчиками и вместе с детьми
выходят в ворота).
Воспитатель: Ребята, какое интересное путешествие у нас получилось. Мы с вами погуляли в лесу, поиграли. Даже в гостях побывали. У кого?
Дети: У бабушки-загадушки.
Воспитатель: А чему она нас научила?
Дети: Делать игрушки-льдинки!
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте возвращаться в детский сад. И нашим гостям скажем до свидания.
Дети: До свидания!
(Уходят из музыкального зала).