Консультация на тему «Здоровьесберегающие технологии в в работе с детьми с ОНР» |
Здоровье | |||
Автор: Кангина Ирина Юрьевна | |||
31.05.2015 01:05 | |||
Консультация на тему «Здоровьесберегающие технологии в в работе с детьми с ОНР» Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №1» г. Балаково Саратовской области Подготовила музыкальный руководитель Кангина Ирина Юрьевна май 2015г Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Что же такое «здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
элементов образовательного процесса);
Наш детский сад посещают дети всех микрорайонов города, так как специалисты-педагоги оказывают квалифицированную помощь в коррекции отклонений психического развития детей, нарушений опорно- двигательного аппарата и детям, имеющим нарушения речи. Прием детей в специализированные группы ведется на основании заключения муниципальной психолого — медико-педагогической комиссии (ПМПК). В характеристиках детей с ОНР, представленных ПМПК, прослеживаются схожие характерные особенности в развитии: общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, нарушения регуляции мышечного тонуса, зрительно-моторной координации. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений, дети данной группы нуждаются в организованной комплексной коррекционной помощи, что предполагает подключение к коррекционно-развивающей работе всех специалистов детского сада, в том числе и музыкального руководителя. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий и т.д. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребѐнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих технологий:
Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка для встречи детей и их свободной деятельности: Классика:
Детские песни:
Музыка для пробуждения после дневного сна
Музыка для релаксации
Колыбельные
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, металлофон, бубен. Занятия ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. У детей при этом развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Н.А. Ветлугина считает, что одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности является пение. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Полезно любое пение, поскольку распеваются гласные звуки, которые являются целебными и придают органам новое качество. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система важно, чтобы голосообразование было правильно организованно, чтобы ребѐнок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием. Голос — своеобразный индикатор здоровья человека. Основатель системы оздоровительного вокала Анатолий Иванович Попов утверждает, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, с раннего возраста необходимо заниматься с детьми вокально-хоровой деятельностью. Это позволит расширить их певческий диапазон и укрепить здоровье. Поэтому развитие природного голоса ребенка, по средствам пения, считаю неотъемлемой частью музыкальных занятий. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребѐнок испытывает, который будет звучать тяжело и некрасиво напряжение гортани, у него устаѐт голос.
деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.
Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм благотворное влияние.
Применяемые логоритмические упражнения, способствуют развитию двигательных функций, речи. Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия. Все упражнения проводятся по подражанию, следовательно, не отнимут много времени на их заучивание. Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы. Провожу литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников. Литература:
Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания) Мерзнут на ветру ладошки, Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом. Оздоровительный самомассаж лица «Превращение» Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа Пальчиковая гимнастика «Посуда» Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши И большую поварешку. Нос у чайника отбился.
|