ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. |
Здоровье | |||
Автор: Смирнова Екатерина Валерьевна | |||
01.11.2013 01:41 | |||
Одной из распространённых технологий физического развития, укрепления здоровья детей и обучения их здоровому образу жизни является организация Дней Здоровья в группе. Наш опыт работы в этом направлении показал, что День здоровья - это форма активного отдыха детей, когда режим дня наполняется различными играми и упражнениями, увеличивается время пребывания на свежем воздухе в любое время года. В течение этого дня особое внимание должно уделяться формированию у ребенка элементарных представлений об особенностях строения и функционирования своего тела, психологической готовности к активной оздоровительной деятельности.
При организации Дней Здоровья мы обращаем большое внимание на самостоятельную поисково - познавательную активность детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении различных заданий. Так, при выполнении детьми заданий игрового характера на занятиях и в играх, чаще использовать постановку проблемы: как рациональнее и быстрее выполнить задание (например, в эстафетах); как можно определить пользу от двигательной активности (сердце, как насос, работает энергичнее, и организм получает больше кислорода, укрепляются различные мышцы и так далее). Сюда же можно отнести и имитационные движения: «Струи воды» - это легкий бег на носках; «Зайцы на полянке» - это прыжки с продвижением вперёд; «Белочка прыгает с веточки на веточку» - это упражнения для глаз, и так далее. Темы бесед, проводимых с детьми, могут быть разными: гигиена, питание, закаливание, строение отдельных частей тела человека и так далее. И, конечно же, при организации активного отдыха с целью повышения эмоционального фона, мы стараемся красочно оформить физкультурный зал, групповую комнату, спортивную площадку в соответствии с содержанием мероприятий. Также, по возможности, используем музыкальное сопровождение и соблюдение определенных ритуальных моментов (приветствия команд, зрителей, вручение наград и прочее). Осенью, обычно в сентябре-октябре, День Здоровья проводится под общим названием «В гостях у Сиропчика». В первой половине дня оформляем групповую комнату (плакаты, работы детей и совместного детско-воспитательского творчества, красиво оформленные подносы с вымытыми овощами и фруктами), проводим мероприятие (презентацию) по НОД «В гостях у Сиропчика» (о значении продуктов питания в жизни человека). Затем организовываем совместную с детьми работу с фруктами и овощами (например, приготовление салатов). Во второй половине дня проводятся спортивные развлечения «Фрукты, на старт!», играем в дидактические игры: «Съедобное и несъедобное», «Овощи и фрукты», «Нектаринка», «Аскорбинка», «Полезные продукты» и другие. Зимой, в феврале, проводим День Здоровья под общим названием «Путешествие в Страну здоровья» (Приложение 1). В первой половине дня оформляем групповую комнату, затем проводим праздник «Путешествие в Страну здоровья». Во второй половине дня организовываем спортивные развлечения «Веселые зимние старты»; изобразительную деятельность детей по теме литературных произведений «Мойдодыр», «Федорино Горе», «Девочка чумазая». Весной, в апреле, День Здоровья проводится под общим названием «Встреча с доктором Айболитом» (Приложение 2). В первой половине дня оформляем групповую комнату и проводим мероприятие по НОД «Встреча с доктором Айболитом» (о профилактике заболеваний и об уходе за глазами, ушами, зубами). Затем организовываем разнообразные физические и игровые упражнения, имитационные игры. Во второй половине дня - спортивные развлечения «Веселая физкультура» и изобразительная деятельность детей по теме литературных героев сказки К.И. Чуковского «Айболит». Летом, в июне, тематически оформляем участок детского сада, проводим викторину «Уроки Мойдодыра» (закрепление и обобщение образовательного материала по физической культуре, укреплению здоровья и ЗОЖ), организовываем совместные игры детей, воспитателей и родителей. Во второй половине дня проводим физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» для детей, родителей и воспитателей. Подготовка к проведению Дней Здоровья должна осуществляться в процессе всей работы с детьми, которая включает чтение книг, просмотры иллюстраций, видеофильмов о спорте, спортсменах, разучивание подвижных игр, эстафет. Однако некоторые игры, аттракционы и простые двигательные задания могут быть проведены без предварительного ознакомления детей с ними в виде сюрпризного момента.
Приложение 1
Конспект праздника «Путешествие в Страну здоровья»
Цель. Формировать навыков здорового образа жизни, закрепить навыки выполнения основных движений, умения ориентироваться в помещении. Ход занятия Мероприятие проводится в зале. Воспитатель предлагает детям расположиться вокруг себя на ковре. Воспитатель. Сегодня у нас будет гость. От него мы узнаем много о себе, об особенностях нашего организма, о том, как надо заботиться о своем здоровье, чтобы быть сильными и выносливыми. Раздается стук в дверь. Воспитатель. Давайте посмотрим, кто к нам пришел. В зал входит Мойдодыр Мойдодыр. Здравствуйте, дети! Я рад, что вы пригласили меня в этот чудесный зал. Но я пришел не один. Со мной мои друзья. Отгадайте, кто они. Мойдодыр загадывает загадку о воде: «Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает». Дети. Вода. В зал входит Вода Вода. Здравствуйте! Объясните, зачем вы меня позвали? (Ответы детей: на праздник, рассказать о том, зачем нужна вода.) Тогда я остаюсь. Мойдодыр загадывает загадку о воздухе. Обыгрывается приход Воздуха Воспитатель. Наши гости помогут нам попасть в Страну здоровья. Мойдодыр. В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся. Дети строятся в две колонны за гостями. Звучит веселая мелодия. Все делают круг почета. Первой встает вода и предлагает пробежаться так, как бежит вода. Дети выполняют легкий бег на носках; с ускорением; медленный бег. Далее в игру вступает Воздух. Дети выполняют ходьбу и бег врассыпную. Мойдодыр. Вот мы пришли в Страну здоровья. Вода, тебе слово. Вода. Дети, зачем нужна вода? (Выслушивает ответы.) Правильно! Без воды засохли бы деревья, кусты. Не смогли бы расти цветы. Да и человек не может жить без воды. Ведь организм содержит большое количество воды. Вы верно сказали, что вода нужна для умывания. А как разные животные умываются? (Ответы детей.) Вода показывает картинки, где изображено, как умывается кошка, как слон обливает себя водой, как купаются медвежата и другие животные. Вода. Вспомните, в какой сказке говорится о том, как умываются животные? Правильно! «Мойдодыр». А кто написал эту сказку? Верно! Корней Чуковский. Вода зовет Мойдодыра, и вместе с ним дети вспоминают строки: «Рано утром на рассвете умываются утята...» Воспитатель делит детей на четыре команды, каждой Вода дает планкарту. Вода. Это карта спортивного зала, на ней отмечено место, где вы найдете сюрприз с моими советами. А одну карту я дам Мойдодыру и Воздуху — они будут искать конверт. А что в нем находится — узнаете позднее. Дети выполняют задание. Педагог собирает найденные детьми сюрпризы — воздушные шарики, внутри которых спрятаны советы Воды, и подает ей. Вода. Сколько шариков вы нашли! Сейчас шарики лопнут, и мы прочитаем советы. 1-й совет. Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо, шею, уши. 2-й совет. Мойте руки и ноги перед сном каждый день. 3-й совет. Обязательно мойте руки после игр, прогулки, общения с животными, туалета. 4-й совет. Не реже одного раза в неделю принимайте ванну. Запомните эти советы. А что же Мойдодыр и Воздух? Вы нашли свой конверт? Нет? Ребята, давайте поможем им. По план-карте спортивного зала дети находят большой красочный конверт. Мойдодыр. Что же в этом конверте? (Открывает конверт, где спрятано много «ручейков» — голубых лент.) Да это же ручейки к игре «Собери ручейки в речку». Давайте поиграем в эту игру! Проводится игра, где дети упражняются в беге врассыпную, с ускорением, развивая быстроту, ловкость, выносливость. Воздух. Какую большую вы собрали речку! Теперь воды в нашем детском саду очень много. Я принес вам на праздник сказку или быль. Вы решите это сами. Слушайте внимательно. Воздух рассказывает сказку. «В одной московской квартире жила-была девочка - грязнуля. Больше всего на свете она не любила умываться. Поэтому нее на руках поселились микробы, которые так и старались попасть в рот к девочке. Однажды это произошло. Девочка заболела. К. ней пришел доктор и сказал, что причиной болезни стали микробы. Доктор посмотрел на руки девочки и удивился. Это ведь раздолье для микробов, и дал ей одно средство, которое навсегда избавило девочку от микробов». Что же это за средство? (Ответы детей.) Правильно, это мыло (показывает большой кусок мыла). Мыло и вода — настоящие друзья! Как же правильно мыть руки? (Ответы детей.) А какое еще есть средство, чтобы избавиться от микробов в помещении? (Ответы детей.) Верно, это чистый, свежий воздух. Чтобы избавиться от микробов, надо как можно чаще мыть руки с мылом и проветривать комнаты в детском саду и дома. Но есть еще одно средство, которое помогает быть вам здоровыми. Это физические упражнения. Их лучше выполнять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Давайте все вместе выполним упражнения под музыку ( дети делают ритмические упражнения). Воспитатель. Сегодня мы совершили путешествие в Страну здоровья. Давайте никогда не будем о ней забывать!
Приложение 1
Конспект мероприятия по НОД «Встреча с доктором Айболитом»
Цель. Закреплять знания детей об уходе за глазами, ушами, зубами и о профилактике заболеваний. Ход занятия. Педагог сообщает, что почтальон принес необычную посылку, и рассматривает ее вместе с детьми. Предлагает открыть ее. В посылке находится план-схема здания детского сада, на которой отмечен маршрут. Здесь же лежит приглашение к доктору Айболиту. Дается задание: следуя по указанному маршруту, найти доктора Айболита. Дети вместе с педагогом отправляются в путь и с помощью плана приходят в кабинет медицинской сестры, где их встречает доктор Айболит (воспитатель). Доктор Айболит. Здравствуйте, дети! Я рад, что вы справились с заданием, и хочу пригласить вас в загадочную страну. Дети, следуя за Айболитом, входят в спортивный зал. Доктор Айболит. Мы пришли в страну, в которой три города. Сначала отправимся в первый. (Подводит детей к декорации, где изображен дом в виде глаза, а за шторой на окне — зрачок.). Отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы пришли. «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят». Верно, это глаза, и город называется Глазоград. Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Орел, сова.) Зачем нужны глаза человеку? (Ответы детей: помогают видеть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму.) Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые, серые, карие, зеленые.) Доктор Айболит (открывает штору в домике; дети видят изображения глаз, различных по цвету, форме, расположению, рассматривают их; затем Айболит открывает «веко» глаза - окошко). Что можно увидеть, рассматривая глаз? Цветное колечко - радужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден черный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза (выключает на несколько секунд свет). Что произошло со зрачком в темноте? Он расширился. А при свете? Зрачок сужается. Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи (веки, ресницы, брови). Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть еще один страж. Он вам всем хорошо знаком - это слезы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок. Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам - умывать. Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе. 1-е упражнение. Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света (1- 2 минуты). Открыть глаза. 2-е упражнение. Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску (2 - 3 раза). 3-е упражнение. Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем — в крайнее правое положение (5 - 6 раз). 4-е упражнение. Открыть глаза и посмотреть на цветок, нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид из окна (5 - 6 раз). Доктор Айболит. Эту гимнастику нужно повторять каждый день. А теперь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему сложен и требует сноровки. Дети преодолевают несколько раз полосу препятствий: • ходьба по наклонной доске; • лазанье по гимнастической стенке; • подлезание под воротца, дуги; • ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки и др. Доктор Айболит. Наконец, мы пришли в город под названием Ухоград. О чем мы поведем беседу? Верно, об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга. А зачем нужны уши человеку? Попробуйте закрыть уши руками. Что произошло? Плохо слышны звуки. Стало труднее общаться нам с вами. Как же надо ухаживать за ушами (чистить их раз в 3- 4 дня). Давайте посмотрим, все ли дети в нашей группе хорошо слышат. Проводится игра «Не попадись лисе». Цель. Проверить слух, упражнять в ходьбе на носках, врассыпную. Ход игры. Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, которые решили пробраться к ней в огород. Зайцы должны как можно тише пройти мимо лисы, чтобы она не услышала их. Доктор Айболит. За огородом лисы находится последний город — Зубоград. Правильно, мы поговорим сейчас о зубах. Что помогает нам переваривать пищу? Пища во рту смачивается слюной и измельчается зубами. Первые зубы — молочные. К 10 годам молочные зубы выпадают, а на их месте вырастают постоянные. Как вы думаете, у кого болят зубы? Верно, у того, кто ест много сладкого. Есть ли у зубов защитник? Есть. Зубная эмаль. Она твердая, белая. Надо стараться ее не повредить. Что надо делать, если заболел зуб? Срочно идти к врачу. Как же следует ухаживать за зубами? Доктор Айболит раздает всем зубные щетки и проводит динамическую паузу «Чистка зубов». 1. Чистить внешнюю поверхность зубов. Зубная щетка располагается вдоль линии десен (верхних и нижних). Движения — сверху вниз, затем снизу вверх. 2. Чистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки — вперед-назад. 3. Кончиком щетки чистить внутреннюю сторону зубов круговыми движениями. Доктор Айболит. Какие вы все молодцы! Но пора собираться в дорогу. Она проходит через солнечную полянку, где живет много солнечных зайчиков. Поиграем в игру «Поймай солнечных зайчиков». Цель. Упражнять в беге врассыпную, развивать быстроту, ловкость. Ход игры. На шелковые ленточки пришить изображения солнышка или зайчика. Игра проводится по типу «Ловишки с ленточками». Доктор Айболит. Вот мы и вернулись в детский сад. До новых встреч! Будьте здоровы!
|