Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы) |
Здоровье | |||||||||||||||||||
Автор: Ковалева Светлана Николаевна | |||||||||||||||||||
16.04.2012 15:23 | |||||||||||||||||||
Подготовила воспитатель I квалификационной категории Ковалева С.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54 «Искорка» г. Набережные Челны, 2012 г.
В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»: «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ» (оздоровительные мероприятия в течение дня)
Медико-педагогическая модель оздоровления в группе включает в себя: А. Образовательную работу- - познавательные занятия - занятия по программе «Здоровей-ка» - дидактические игры - конкурсы и развлечения - опытно-экспериментальная деятельность - проектная деятельность - беседы - продуктивная деятельность Б. Оздоровительную работу – все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления, например, -закаливание -босохождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам -звуковое дыхание Лазарева -элементы йоги - психогимнастика -лечебные игры Галанова -игровой самомассаж -гимнастика до-инь -кинезиологическая гимнастика -аурикулотерапия. (система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке) и др. В.Организацию предметно-развивающей среды -пособия и инвентарь для массажа -уголок здоровья -подборка художественной литературы -иллюстрации о ЗОЖ -подбор музыки для релаксации и отдыха -настольно-печатные игры В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений о здоровом образе жизни Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется в группе по следующим направлениям:
Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.
Мы учитываем, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. В своей работе ориентируемся на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия по ЗОЖ включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. В целях работы по развитию эмоциональной сферы, укрепления психического здоровья детей в группе оборудован «Уголок настроения», - в цикле занятий «Здоровей-ка» включили в этом году блок занятий по теме «Эмоции и настроение». Тема октября – «Робость». На ноябрь – тема «Радость». Игры в этом цикле – «Я лев», «» Я-Таня. Я очень хорошая» и др. (на повышение уверенности в себе) Таким образом, оздоровительная работа в группе включает в себя пять основных направлений. I.Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса: - уроки здоровья для детей 4-5 лет II.Физическое развитие и оздоровление детей: - закаливание - точечный массаж - игры, которые лечат - дыхательная гимнастика - организация двигательного режима III.Лечебно-профилактическая работа: - лечебная физкультура - лечебный массаж - физиотерапия - витаминотерапия и фитолечение IV.Работа с родителями V.Обеспечение психологического благополучия: - музыкотерапия - коррекционно-развивающая работа - психогимнастика
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
- хорошие результаты дает совместная организация и проведение игр и развлечений. информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей, например «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты чемпионы», «Стресс и здоровье» и многое другое. Опыт работы в оздоровительном направлении показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки З.О.Ж. и безопасного поведения в быту и на природе, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Например, рассажу немного о проводимой с детьми кинезиологической гимнастике. В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Мы используем для работы с детьми кинезиологические упражнения: «Кулак, ребро, ладонь», «Цепочка»», «Ухо, нос» и др. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
|