Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста |
Здоровье | |||
Автор: Соколова Светлана Вячеславовна, Морева Маргарита Васильевна | |||
22.10.2021 23:55 | |||
Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Перед дошкольными работниками стоит сложная и ответственная задача воспитания здорового ребенка. Основой этой работы является правильная организация и методика физического и гигиенического воспитания. Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.
Гигиеническое воспитание не может проводиться от случая к случаю, так как это непрерывный и планомерный процесс. С раннего детства надо прививать детям гигиенические умения и навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.), тогда к 6 годам они перейдут в привычку. Это возможно потому, что дети дошкольного возраста наблюдательны, любознательны и очень любят подражать. Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в дошкольных учреждениях и в семье. Воспитывать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности ребёнка и степень его самостоятельности. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; воспитание культурно-гигиенических навыков. Технологии будут относиться к здоровьесберегающим, если:
В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:
Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Мы работаем в коррекционной группе. Последнее время активно используем в своей работе «Дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой». Сегодня хотим поделиться с вами своим опытом. В нашу группу приходят дети часто болеющие, с низким уровнем физического развития. Родители не имеют достаточный уровень знаний о методике формирования привычки здорового образа жизни. В связи с этим, в нашей группе проходит проект «Расти здоровым – малыш". Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек. Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. В своей работе мы используем: методы:
формы работы: 1. Сотрудничество с семьёй:
2. Взаимодействие с сотрудниками ДОУ: Разработка комплексов гимнастики, включая упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки совместно с инструктором ФИЗО. 3. Работа с детьми:
В результате проектной деятельности у детей формируется навык «активного просыпания» (дети легче просыпаются, активнее включаются в деятельность после дневного сна). У детей повышается интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом. Проект способствует сближению с семьями воспитанников: родители принимают активное участие в проводимой работе. Все проводимые мероприятия положительно влияют на общее здоровье детей: анализ заболеваемости детей позволяет отметить тенденции к её снижению. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
воспитатели коррекционной группы ГБДОУ детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
|