Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Здоровье
Автор: Соколова Светлана Вячеславовна, Морева Маргарита Васильевна   
22.10.2021 23:55

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возрастаРоль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Перед дошкольными работниками стоит сложная и ответственная задача воспитания здорового ребенка. Основой этой работы является правильная организация и методика физического и гигиенического воспитания.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

 

Гигиеническое воспитание не может проводиться от случая к случаю, так как это непрерывный и планомерный процесс.

С раннего детства надо прививать детям гигиенические умения и навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.), тогда к 6 годам они перейдут в привычку. Это возможно потому, что дети дошкольного возраста наблюдательны, любознательны и очень любят подражать.

Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в дошкольных учреждениях и в семье.

Воспитывать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности ребёнка и степень его самостоятельности.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; воспитание культурно-гигиенических навыков.

Технологии будут относиться к здоровьесберегающим, если:

  • учитывается возраст ребенка, особенности его здоровья
  • индивидуально-психо-физиологические особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности, особенности работы центральной нервной системы)
  • учитывается особенности личности ребенка (интересы, притязания, способности)
  • есть возможность выбирать оптимальный темп обучения, с учетом работоспособности, настроения ребенка
  • занятия составлены с оптимальной насыщенностью и хорошим эмоциональным фоном.

В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, фитбол, ритмика, стретчинг, динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры и т. д.;
  • коррекционные технологии: арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, и т. д.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Мы работаем в коррекционной группе. Последнее время активно используем в своей работе «Дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой». Сегодня хотим поделиться с вами своим опытом.

В нашу группу приходят дети часто болеющие, с низким уровнем физического развития. Родители не имеют достаточный уровень знаний о методике формирования привычки здорового образа жизни.

В связи с этим, в нашей группе проходит проект «Расти здоровым – малыш".

Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек.

Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.

В своей работе мы используем:

методы:

  • Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.
  • Консультирование родителей специалистами ДОУ (инструктор по ФИЗО, медицинские работники).
  • Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.

формы работы:

1. Сотрудничество с семьёй:

  • анкетирование
  • консультирование
  • беседы
  • показ
  • объяснение
  • индивидуальные беседы
  • фотовыставки
  • конкурс рисунков
  • развлечения, досуги
  • папка передвижка «Чтобы быть здоровым»

2. Взаимодействие с сотрудниками ДОУ:

Разработка комплексов гимнастики, включая упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки совместно с инструктором ФИЗО.

3. Работа с детьми:

  • беседы
  • консультации
  • рекомендации
  • показ
  • дыхательные упражнения
  • дни здоровья
  • дидактические игры
  • непосредственно — образовательная деятельность
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная с взрослым деятельность

В результате проектной деятельности у детей формируется навык «активного просыпания» (дети легче просыпаются, активнее включаются в деятельность после дневного сна).

У детей повышается интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом.

Проект способствует сближению с семьями воспитанников: родители принимают активное участие в проводимой работе.

Все проводимые мероприятия положительно влияют на общее здоровье детей:

анализ заболеваемости детей позволяет отметить тенденции к её снижению.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  • Морева Маргарита Васильевна
  • Соколова Светлана Вячеславовна

воспитатели коррекционной группы ГБДОУ детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год