Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
Здоровье
Автор: Енина Евгения Ильинична   
20.03.2017 03:49

Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возрастаКультурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого, и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его культурно — гигиеническому воспитанию.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

Часть общечеловеческой культуры — это культура взаимоотношений между людьми. С ранних лет ребенок вступает во взаимоотношения с ровесниками и взрослыми. Любое общение от человека требует умения соблюдать общепринятые правила поведения. Из-за чего у детей с ранних лет нужно воспитывать культуру поведения, не ограничивая «детским обществом». Поведение представляет собой образ действий и жизни, формируемый на основании нравственных традиций, обычаев и привычек. Привычка является сложившимся способом поведения, ставшим для человека постоянным, обычным. Ребенок с малых лет должен овладеть нормами этикета. Этикет является установленным в обществе порядком поведения, который включает в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

 

В дошкольной педагогике различают 2 понятия: «культура внутренняя» и «культура внешняя». Внешняя культура является культура поведения, взаимосвязанная с осуществлением конкретных правил этикета. Внутренняя культура взаимосвязана с нравственными представлениями, понятиями и чувствами детей. Данные понятия между собой тесно переплетаются.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников направлено на укрепление здоровья ребенка. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к опрятности, чистоте, порядку. К числу главных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся: четкий режим дня, рационально организованная обстановка, руководство взрослых. Понимается под рационально организованной обстановкой наличие чистого, довольно просторного помещения с нужным оборудованием, которое обеспечивает проведение всех режимных элементов (питание, умывание, занятия, сон и игры). Также нужно для формирования культурно-гигиенических навыков выработать общие критерии в оценке отдельных действий, точно и четко определить место расположения игрушек, вещей, порядок их хранения и уборки. Для детей особенное значение имеет постоянство условий, знание места и назначения каждой необходимой в течение дня вещи.

Режим дня обеспечивает ежедневный повтор гигиенических процедур в одно и то же время — это способствует последовательному формированию привычек и навыков культуры поведения. Происходит их формирование в труде, играх, быту, занятиях. Режим дня, ежедневно повторяясь, приучает детский организм к конкретному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Способствует выполнение режима дня формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию, дисциплинированности и организованности.

Гигиеническое воспитание неразрывно взаимосвязано с воспитанием культурного поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного разрешения рекомендуется применять целый ряд педагогических приемов, учитывая возраст детей:

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Личный пример взрослых;
  • Показ;
  • Пояснение, объяснение;
  • поощрение;
  • Упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • Беседы;
  • Дидактические игры;
  • Стихотворения;
  • Потешки, пословицы, поговорки, игровые приемы;
  • Викторины, развлечения;
  • Прием повторения действий.
  • Регулярное напоминание детям о потребности соблюдать правила гигиены и последовательное повышение требований к ним.

От дошкольников нужно добиваться четкого и точного выполнения действий, их правильной последовательности.

Формирование культурно-гигиенических навыков реализуется под руководством взрослых — воспитателя и родителей. Из-за чего должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях семьи и ДОУ.

Условия необходимые для успешного формирования культурно-гигиенических навыков:

1. Организация удобной и привлекательной для выполнения заданий и действий обстановки в ДОУ и дома (оборудование, мебель, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, которые доступны для пользования и т.д.);

  • Разделение осваиваемых действий, которые следуют в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует наиболее быстрому созданию прочных динамических стереотипов
  • Многократные упражнения детей в действиях с выделением порядка и способа их осуществления (в особенности на начальном этапе воспитания).
  • Характер действий при этом должен быть неизменным, формы — разные
  • Проведение индивидуальной работы с каждым ребенком, учитывая уровень его темпов развития и овладения культурно-гигиеническими навыками
  • Организация ситуаций, которые обеспечивают контроль над реализацией осваиваемых детьми действий в непривычной обстановке действий
  • Безукоризненное выполнение взрослыми всех культурно-гигиенических требований.

Формируя у дошкольников культурно-гигиенические навыки, взрослые параллельно воздействуют на многие психические процессы развития ребенка, при этом взрослый обязан набраться большого понимания и терпения.

Время, когда целесообразнее прививать ребенку любой навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало любого рода его деятельности. Так, когда дети в 3 — 4 года начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые их приучают к аккуратности, чистоте, опрятности. В этом же возрасте — с пониманием и развитием речи окружающих — у ребенка вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать собственную речь понятно для окружающих и т.д.

Воспитывая навыки культурного поведения, требуется влиять на чувства и сознание ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. И здесь большое значение имеет пример родных. Дети у взрослых перенимают бытовые навыки и навыки, которые выражают предупредительное и вежливое отношение к другим людям.

Дети легко справляются с разнообразными требованиями, в случае, когда только их предъявляют последовательно и вовремя.

  1. «Основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание. Москва, 2016г.
  2. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. Богоина Т.Л. – М., 2006г.
  3. Дошкольная педагогика №7 сентябрь 2016г.
  4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. — М.: Просвещение, 1987
  5. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. — М.: Просвещение, 1987. — 95 с.: ил., табл. — Библиогр.: с. 94
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год