Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) "Будем здоровы!" |
Здоровье | |||
Автор: Зайцева Ирина Юрьевна, Павлова Татьяна Ильинична | |||
26.03.2017 14:17 | |||
Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) "Будем здоровы!" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №50» Воспитатели: Группы "Звёздочки"
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо Актуальность темы: В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно- двигательного аппарата, что является несоответствием нормы в развитие ребёнка. Основной проблемой является недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (снижение физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, вредные привычки). Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.
Понимая важность здорового образа жизни, мы решили запустить проект «Будем здоровы!». В данном описании опыта работы представлена система работы по установлению взаимоотношений педагогов, родителей, специалистов, которые являются залогом развития здорового ребенка. Основной целью нашего проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение в режимные моменты здоровьесберегающих технологий
Задачи нашей работы: Оздоровительная
Образовательная
Воспитательная
Работа с родителями:
Мы придерживаемся ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать совместную работу с семьей: - Единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучения педагогами успешного опыта семейного воспитания. - Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье. - Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. - Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям как равноправным партнерам в образовательно – воспитательной работе. Соблюдение данных принципов позволяет нам приобщить родителей к активной работе по оздоровлению и укреплению организма детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относиться к проблеме «человек – образ жизни – образование — здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным. Система физкультурно- оздоровительной работы с детьми мы строим на использовании традиционных и нетрадиционных форм работы. Одним из основных факторов является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребёнка. Индивидуальный подход Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. При проведении различного вида гимнастик, оздоровительного бега, силовых упражнений мы учитываем и осуществляем индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья, а также физически несколько ослабленных после болезни. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать своё состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге. Наряду с подвижными играми и основной гимнастикой в физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. Разнообразные спортивные упражнения, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают действия и игры с мячом, через них совершенствуются навыки большинства основных движений, а также благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми. Девочки с удовольствием танцуют с лентами, учатся ими манипулировать под музыку. Дыхательная гимнастика Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, мы используем дыхательную гимнастику. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Поэтому большое внимание уделяем использованию в режимных моментах элементов дыхательных упражнений, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания. Психомышечная тренировка Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции. В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация /расслабление мышц/. С помощью определенных приемов /контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения/ дети учатся произвольно расслаблять и напрягать мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой /шум прибоя и т.д. /. После дневного сна мы выполняем статические упражнения, используя элементы Хатха- йоги для детей (автор Л.И. Латохина.) Самомассаж Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры, осваиваем с детьми упражнения для мелкой моторики рук: «школу мяча» –помогающие улучшению кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности. Закаливание Так же как и массаж, закаливание –важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое. Мы широко используем в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: массажные коврики из пуговиц, пробок, веревки: длинная и короткие, морская галька, керамзит — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон. Топтание в ванночке на полотенце, смоченном раствором морской соли, оказывает тонизирующее действие. Все эти приёмы можно использовать для профилактики и коррекции плоскостопия. КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата. Анализ проведенной работы по профилактике и предупреждению плоскостопия прошлого года, дает возможность сделать выводы об имеющейся тенденции к улучшению и укреплению голеностопных мышц и свода стопы. Используя нетрадиционные технологии, мы обратили внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой. Повысилась посещаемость. Снизилась простудная заболеваемость. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны. Вывод: организованная воспитательно-образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы. Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно –оздоровительной работы в детском саду. Процесс улучшения общественных отношений бесконечен. Во все времена существуют свои трудности и сложности и сколько бы мы ни говорили о том, что надо изменить условия жизни детей, главное здесь не только это – важно, чтобы люди задумывались над своим поведением. Литература
|