Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации.
Здоровье
Автор: Чуваткина Елена Игоревна   
19.12.2024 10:57

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации.Использование здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации.

Главной задачей нашей страны, одним из гарантов её национальной безопасности является здоровое поколение. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации.

Забота о здоровье детей является приоритетным направлением деятельности любой образовательной организации, поскольку лишь здоровые дети смогут полноценно трудиться и приносить пользу своей стране.

Задача повышения качества образования, поставленная государством, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся. В образования необходимо разрабатывать внедрять современные стандарты, методики и программы охраны и укрепления здоровья детей в образовательном процессе, формирования здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности педагога и обучающихся, что приводит к их эффективности.

 

Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности образовательного учреждения относительно формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Специфика организации педагогического процесса дошкольного ученого учреждения позволяет утверждать, что здоровьесберегающие технологии о степени влияния на здоровье ребёнка являются наиболее действенными. Главным их признаком является использование психолого-педагогических методов и приёмов, комплексный подход к решению проблем сохранения здоровья. Выделяют три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру педагогического процесса, упреждают состояние утомления, явление гиподинамии и других дезадаптивных состояний
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью, в том числе психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы из формирования у детей знаний основ здорового образа жизни, культуры здоровья.

Многие педагоги имеют многолетний опыт использования, ставших традиционными, здоровьесберегающих технологий. Но время не стоит на месте, поэтому наряду с ними появляются новые здоровьесберегающие технологии. Традиционные технологии не нуждаются в представлении и все педагоги, имеющие опыт работы с детьми, ими владеют, поэтому подробно останавливаться на них нет надобности. Есть новые направления и тенденции, на описании которых остановлюсь подробнее.

Все здоровьесерегающие технологии в этой статье разделены на блоки, которые представляю вашему вниманию.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  1. Бег оздоровительный — это разновидность бега, при котором скорость и время бега спортсмена не является основной целью. Как следует из данного понятия, основным назначением оздоровительного бега является использование его, как средства снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний и поддержания на должном уровне физической формы человека.
  2. Геокешинг — это приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача — разыскивание тайников, сделанных другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS-приёмник, такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК.
  3. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.
  4. Гимнастика дыхательная — система специально подобранных физических упражнений для дыхательной мускулатуры, обеспечивающих совершенствование биомеханики дыхания и газообмена.
  5. Гимнастика креативная (кого-то изображаем) предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
  6. Гимнастика пальчиковая представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
  7. Гимнастика партерная (на полу) — комплекс упражнений, которые выполняют сидя, лежа на спине или боку. Цель — укрепить мышечную силу, откорректировать осанку, развить необходимые данные.
  8. Гимнастика после сна или гимнастика пробуждения (иммуногимнастика) обеспечивает детям плавный переход от сна к бодрствованию и готовит их к активной деятельности.
  9. Динамические паузы — заполненная разнообразными видами двигательной активности пауза в учебной или трудовой деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений.
  10. Закаливание. Метод физиотерапии. Основан на воздействии на организм человека различными природными факторами, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов. Закаливание следует рассматривать как попытку приблизить образ жизни человека к естественному, не дать угаснуть врождённым адаптационным способностям организма.
  11. Коррекционные упражнения (корригирующая гимнастика) — это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата.
  12. Лечебные игры (подвижные, спортивные, народные …) — это игры, которые помогают оздоровить ребёнка, способствуют всестороннему физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
  13. Логопедическая ритмика — составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка как действенное организующее средство воздействия применяется с коррекционной целью.
  14. Массаж и самомассаж — одна из мануальных техник, совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.
  15. Ортопедическая гимнастика (ходьба по дорожкам) рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Целью ортопедической гимнастики является укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.
  16. Релаксационные упражнения (расслабление) — это расслабление, метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания дыхательного процесса, улучшения самочувствия и настроения.
  17. Ритмопластика — это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, а также коррекционных, упражнений происходит развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.
  18. Стретчинг (растяжки) — комплекс упражнений и методов, направленных на улучшение гибкости, развития качественной подвижности в суставах и эластичности мышц, которые полезны независимо от возраста и степени развития гибкости.
  19. Технологии развития эмоционально-волевой сферы – регуляция эмоций и чувств.
  20. Технологии эстетической направленности. К ним относятся: походы в музеи; посещение выставок; работа в кружках. Эти мероприятия развивают эстетический вкус ребёнка.
  21. Физминутки (на занятии) — это небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.
  22. Физкультпаузы (между занятиями) — это организованное выполнение физических упражнений в режиме учебного дня, обеспечивающее предупреждение наступающего утомления и способствующее поддержанию высокой работоспособности без перенапряжения.
  23. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
  24. Фрироуп ( «висячие сады», «свободная веревка» и др.) — вид двигательной активности с элементами спорта и экстрима, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей.
  25. Чирлидинг— это деятельность, в которой участники (называемые чирлидерами) болеют за свою команду в качестве формы поощрения. Она может варьироваться от скандирования лозунгов до интенсивной физической активности.

Технологии обучения ЗОЖ

  1. Гимнастика утренняя — комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. Обычно, зарядка может выполняться на воздухе, в спортзале или дома. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру.
  2. Мудры (статические фигуры из пальцев) — это символический или ритуальный жест или поза в индуизме, джайнизме и буддизме. В то время как некоторые мудры вовлекают все тело, большинство из них выполняются руками и пальцами. Мудры не только являются духовными жестами, используемыми в иконографии и духовной практике индийских религий, но и имеют значение во многих формах индийского танца и йоги.
  3. Проблемно-игровые:
  • игротреннинги — процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой–либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме
  • игротерапия — это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов, как у взрослых, так и у детей
  • коммуникативные игры — это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга
  • биологическая обратная связь (БОС) — метод обучения самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи субъекту информации о текущем состоянии контролируемой функции по каналам внешней обратной связи (акустической, визуальной, тактильной), обеспечиваемой специальными электронными устройствами.

4. Физкультурное занятие — это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

5. Хореография — это искусство сочинения и сценической постановки танца.

6. Гимнастика у-шу — это комплексная система традиционных китайских воинских искусств, созданная для самозащиты, саморазвития и самосовершенствования личности.

7. Хатха-йога. Йога – это древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во 2 веке до н.э. Хатах-йога – одна из составных частей йоги. Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Они способствуют не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей гимнастика йогов – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Практика показывает, что регулярно занимающиеся дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

Коррекционные технологии

  1. Ароматерапия — это метод терапии, при котором с лечебной и косметической целью в качестве биологически активных компонентов используются натуральные эфирные масла при различных путях их введения в организм (ингаляционно, энтерально, транскутально).
  2. Арт-терапия — это форма психотерапии, в которой использование художественных материалов и творческого процесса помогает людям выражать свои эмоции, решать психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика включает в себя различные виды искусства, такие как рисование, лепка, музыка, танец, театр и другие.
  3. Бестинг (упр. для повышения самооценки) — это уникальный тренинговый продукт, в котором органично сочетаются физическая, эмоциональная, психологическая и энергетическая тренировка личности, направленные на развитие успешности, личной эффективности, готовности к физическим и эмоциональным нагрузкам. Это очень динамичный тренинг, насыщенный энергетикой и эмоциями.
  4. Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.
  5. Валеокоррекция – все упражнения выполняются на выдохе.
  6. Гимнастика артикуляционная — это тренировка произносительных органов, которая помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи.
  7. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
  8. Коррекционно-поведенческие направлены на исправление негативного поведения детей.
  9. Музыкотерапия — это метод, в основе которого лежит оздоровительное воздействие музыки на человека, который подходит всем.
  10. Песочная терапия — метод психотерапии, базирующийся на аналитическом подходе Карла Густава Юнга. Со стороны песочная арт-терапия выглядит как игры с песком, чем, по сути, и является. Только это игры со смыслом.
  11. Психогимнастика — это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.
  12. Сказкотерапия — это метод развития детей, коррекции их поведения и гармонизации внутреннего мира ребенка, эффективно влияет на проблемы ребенка и оказывает терапевтическую помощь.
  13. Смехотерапия (юморотерапия, гелототерапия) — использование юмористических техник, терапевтического юмора различными специалистами, направленное на улучшение понимания клиентом себя, своего поведения, настроения
  14. Фитбол — это большой мягкий мяч диаметром 45-90 см для занятий фитнесом и аэробикой, с помощью которого тренируют мышцы-стабилизаторы. Они включаются, когда человеку приходится балансировать и отвечают за его равновесие. На мяче можно укреплять мышцы, растягиваться и расслабляться.
  15. Фитотерапия — метод лечения заболеваний с помощью лекарственных средств растительного происхождения, содержащих комплексы биологически активных веществ, максимально полно извлеченных из целого растения или отдельных его частей.
  16. Цветотерапия — это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор — на нервную систему.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год