ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСАВ ДОО |
Здоровье | |||
Автор: Коришева Марина Викторовна | |||
11.10.2024 21:01 | |||
ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСАВ ДОО Коришева М.В., МБДОУ «Бебяевский детский сад №1» Современный социальный мир представляет собой сложное пространство, совокупность сфер деятельности человека, находящиеся в постоянной модернизации, которая, в свою очередь, требует определённых ресурсных затрат. Информатизация и развитие инновационных технологий толкают человечество на поиск эффективных путей рационализации и автоматизации процесса деятельности, развитие бережливого сознания, которое будет способствовать здоровьесбережению и повышению производительности труда с минимальными потерями. Именно здоровьесбережение должно стать главным аспектом развития бережливого сознания, так как использование инновационных технологий и компьютеризация требует больших энергетических и ресурсных затрат, что ведет к негативной тенденции снижения здоровья человека. В связи с этим обществу необходимо искать новыездоровьесберегающие пути эффективности производительности труда. [6] Бережливые технологии в дошкольных образовательных организациях направлены на повышение эффективности и улучшения качества образовательных услуг, минимизацию потерь в различных сферах деятельности ДОО. [1] Создавать условия для развития бережливого сознания необходимо уже в дошкольном возрасте, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышению результатов и автоматизации деятельности детей с минимальными потерями. На выходе из детского сада ребенок, с необходимыми умениями и навыками бережливого сознания, быстрее и легче адаптируется к школе.
Использование бережливых технологий позволяют своевременно выявлять риски и проблемы в конкретном детском саду, эффективно устранить их за счёт автоматизации, алгоритмизации и избавления от ненужныхдействий и добиться, таким образом, высоких результатов [3]. В нашем детском саду внедрение бережливых технологий с целью алгоритмизации процесса и рационального использования времени организуется через использование разработанного в Японии метода5S, который включает в себя пять принципов бережливого производства: стандартизируй, сортируй, соблюдайпорядок, содержи в чистоте, совершенствуй. Метод 5s активизируетрациональное бережливое сознание у всех участников образовательного процесса в ДОО. [7] Особое внимание требует к себе рационализация игрового пространства в групповой комнате, оптимизация процесса уборки игрушек. Обоснованием выбора становится ежедневное сталкивание с проблемой затягивания процесса уборки игрушек дошкольниками после игровой деятельности, что способствует сокращению времени на закаливающие процедуры, прогулку и двигательную активность, возникновению конфликтных ситуаций у воспитанников, и как следствие, снижению психологического комфорта в группе и нарушению режима дня, что негативно сказывается на здоровье дошкольников. Анализ текущего состояния позволил выявить следующие проблемы:
В связи с выявленными проблемами педагогам ДОО необходима выработка стратегии реализации проекта по внедрению бережливых технологий в образовательный процесс с целью минимизации потери времени, чёткой алгоритмизации, сокращению конфликтных ситуаций и сохранению психологического комфорта в группе. В нашем детском саду по выявленным проблемам была разработана и внедрена стратегия, включающая в себя чёткие шаги и способы решения проблем, устранение коренных причин. Таким образом, педагогами совместно с дошкольниками разработан и визуализирован алгоритм действий процесса уборки игрушек, что способствовало сокращению времени и доведению до автоматизма действий, снижению нервного напряжения у воспитанников. Каждая игровая зона оформлена маркировками, определяющими игровое пространство, что способствовало снижению конфликтных ситуаций среди воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы наполнена элементами «бережливого пространства», а именно картами и схемами, картинками и значками, определяющими расположение игрушек в групповой комнате, что способствовало минимизации потери времени. Также развивающая среда в групповой комнате распределена маркерами системы «Трёх цветов», символизирующие сигнал светофора. Зелёный цвет сигнализирует о том, что игровая зона полностью безопасна и может быть использована дошкольниками самостоятельно. Жёлтый цвет призывает дошкольников использовать игровую зону и брать атрибуты с разрешения педагога. Красный цвет запрещает детям находится в данной зоне, так как это может быть не безопасно. [4] Распределение ответственных команд за уборку игрушек в конкретной игровой зоне организуется в игровой форме с использованием кубика Блума. Для каждой команды визуализирован лист активного участия. Листы в зависимости от сезона могут быть представлены деревом без листочков, елочкой без шариков, или снеговиком без пуговиц и т.д. Команда, которая быстрее и качественнее справится с уборкой игрушек в заданной игровой зоне, получает недостающий элемент для своего листа активности: листик для дерева, шарик на ёлочку и т.д. К концу дня на вечернем круге, победителем определяется та команда, которая быстрее заполнила лист активного участия. Подобные листы также могут быть представлены и на каждого ребенка индивидуально. Данные действия способствовали сокращению трудоёмкости процесса, активизации мотивации детей на качественную и быструю уборку и сортировку игрушек в игровой зоне, сплочению коллектива и повышению психологического комфорта. Анализ и оценка достижения целевых показателей проекта показал результативность использования элементов бережливого пространства в ДОО. Уменьшение трудоёмкости процесса и сокращение временных затрат благодаря алгоритмизации составил с текущих 8-15 минут до целевых 4-7 минут, увеличилось время на двигательную активность и закаливающие процедуры, тем самым снизились показатели затягивания времени на переход к другому виду деятельности. Конфликтные ситуации за определение игрового пространства в группах свелись к минимуму, что способствовало сохранению психологического комфорта, сплочению детского коллектива. Таким образом, внедрение бережливых технологий создаёт предпосылки для развития бережливого сознания дошкольников, развивает аналитические и практические навыки испособствует росту профессиональной компетенции педагогов. Использование элементов бережливого производства не только повысит качество образовательныхуслуг, но ибудет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а также активно вовлечет родителей в образовательный процесс. Литература:
|