Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСАВ ДОО
Здоровье
Автор: Коришева Марина Викторовна   
11.10.2024 21:01

ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСАВ ДОООПТИМИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСАВ ДОО

Коришева М.В., МБДОУ «Бебяевский детский сад №1»

Современный социальный мир представляет собой сложное пространство, совокупность сфер деятельности человека, находящиеся в постоянной модернизации, которая, в свою очередь, требует определённых ресурсных затрат. Информатизация и развитие инновационных технологий толкают человечество на поиск эффективных путей рационализации и автоматизации процесса деятельности, развитие бережливого сознания, которое будет способствовать здоровьесбережению и повышению производительности труда с минимальными потерями. Именно здоровьесбережение должно стать главным аспектом развития бережливого сознания, так как использование инновационных технологий и компьютеризация требует больших энергетических и ресурсных затрат, что ведет к негативной тенденции снижения здоровья человека. В связи с этим обществу необходимо искать новыездоровьесберегающие пути эффективности производительности труда. [6]

Бережливые технологии в дошкольных образовательных организациях направлены на повышение эффективности и улучшения качества образовательных услуг, минимизацию потерь в различных сферах деятельности ДОО. [1]

Создавать условия для развития бережливого сознания необходимо уже в дошкольном возрасте, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышению результатов и автоматизации деятельности детей с минимальными потерями. На выходе из детского сада ребенок, с необходимыми умениями и навыками бережливого сознания, быстрее и легче адаптируется к школе.

 

Использование бережливых технологий позволяют своевременно выявлять риски и проблемы в конкретном детском саду, эффективно устранить их за счёт автоматизации, алгоритмизации и избавления от ненужныхдействий и добиться, таким образом, высоких результатов [3].

В нашем детском саду внедрение бережливых технологий с целью алгоритмизации процесса и рационального использования времени организуется через использование разработанного в Японии метода5S, который включает в себя пять принципов бережливого производства: стандартизируй, сортируй, соблюдайпорядок, содержи в чистоте, совершенствуй. Метод 5s активизируетрациональное бережливое сознание у всех участников образовательного процесса в ДОО. [7]

Особое внимание требует к себе рационализация игрового пространства в групповой комнате, оптимизация процесса уборки игрушек. Обоснованием выбора становится ежедневное сталкивание с проблемой затягивания процесса уборки игрушек дошкольниками после игровой деятельности, что способствует сокращению времени на закаливающие процедуры, прогулку и двигательную активность, возникновению конфликтных ситуаций у воспитанников, и как следствие, снижению психологического комфорта в группе и нарушению режима дня, что негативно сказывается на здоровье дошкольников. Анализ текущего состояния позволил выявить следующие проблемы:

  • отсутствие алгоритма деятельности уборки игрушек, в связи с чем, возникает проблема затягивания процесса и длительный переход между режимными моментами
  • отсутствие маркеров размещения игрушек в центрах активности, в связи с чем, происходит потеря времени на определение расположение игрушек в игровых зонах
  • отсутствие маркировок игрового пространства, в связи с чем, у дошкольников периодически возникают конфликтные ситуации за определение игрового пространства
  • отсутствие мотивации детей к уборке игрушек, что способствует нежеланию оказывать взаимопомощь, возникновению конфликтов, разобщению детского коллектива и психологическому дискомфорту. [6]

В связи с выявленными проблемами педагогам ДОО необходима выработка стратегии реализации проекта по внедрению бережливых технологий в образовательный процесс с целью минимизации потери времени, чёткой алгоритмизации, сокращению конфликтных ситуаций и сохранению психологического комфорта в группе.

В нашем детском саду по выявленным проблемам была разработана и внедрена стратегия, включающая в себя чёткие шаги и способы решения проблем, устранение коренных причин. Таким образом, педагогами совместно с дошкольниками разработан и визуализирован алгоритм действий процесса уборки игрушек, что способствовало сокращению времени и доведению до автоматизма действий, снижению нервного напряжения у воспитанников. Каждая игровая зона оформлена маркировками, определяющими игровое пространство, что способствовало снижению конфликтных ситуаций среди воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы наполнена элементами «бережливого пространства», а именно картами и схемами, картинками и значками, определяющими расположение игрушек в групповой комнате, что способствовало минимизации потери времени. Также развивающая среда в групповой комнате распределена маркерами системы «Трёх цветов», символизирующие сигнал светофора. Зелёный цвет сигнализирует о том, что игровая зона полностью безопасна и может быть использована дошкольниками самостоятельно. Жёлтый цвет призывает дошкольников использовать игровую зону и брать атрибуты с разрешения педагога. Красный цвет запрещает детям находится в данной зоне, так как это может быть не безопасно. [4]

Распределение ответственных команд за уборку игрушек в конкретной игровой зоне организуется в игровой форме с использованием кубика Блума. Для каждой команды визуализирован лист активного участия. Листы в зависимости от сезона могут быть представлены деревом без листочков, елочкой без шариков, или снеговиком без пуговиц и т.д. Команда, которая быстрее и качественнее справится с уборкой игрушек в заданной игровой зоне, получает недостающий элемент для своего листа активности: листик для дерева, шарик на ёлочку и т.д. К концу дня на вечернем круге, победителем определяется та команда, которая быстрее заполнила лист активного участия. Подобные листы также могут быть представлены и на каждого ребенка индивидуально. Данные действия способствовали сокращению трудоёмкости процесса, активизации мотивации детей на качественную и быструю уборку и сортировку игрушек в игровой зоне, сплочению коллектива и повышению психологического комфорта.

Анализ и оценка достижения целевых показателей проекта показал результативность использования элементов бережливого пространства в ДОО. Уменьшение трудоёмкости процесса и сокращение временных затрат благодаря алгоритмизации составил с текущих 8-15 минут до целевых 4-7 минут, увеличилось время на двигательную активность и закаливающие процедуры, тем самым снизились показатели затягивания времени на переход к другому виду деятельности. Конфликтные ситуации за определение игрового пространства в группах свелись к минимуму, что способствовало сохранению психологического комфорта, сплочению детского коллектива.

Таким образом, внедрение бережливых технологий создаёт предпосылки для развития бережливого сознания дошкольников, развивает аналитические и практические навыки испособствует росту профессиональной компетенции педагогов. Использование элементов бережливого производства не только повысит качество образовательныхуслуг, но ибудет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а также активно вовлечет родителей в образовательный процесс.

Литература:

  1. Бондаренко О.П. Основы внедрения бережливых технологий в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях: методическое пособие / О. П. Бондаренко, В. А. Петрова. – М, 2017. – 32–56 с.;
  2. Волкова И. А. Проблемы и перспективы применения бережливых технологий в образовательной организации. Система образования и технологии бережливого производства: сборник статей / И. А. Волкова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. – 34 с.;
  3. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / М. Вейдер. – Москва: Альпина Паблишер, 2017. – 125 с.;
  4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 336 с.;
  5. Приказ Минпросвещения России от 25. 11. 2022 N 1028 «Об утверждении федеральнойобразовательной программы дошкольного образования»;
  6. Пшеничных, Л. А. «Бережливый детский сад»: от проекта к первым результатам / Л. А. Пшеничных. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 1-3.
  7. Шарина А.В., Сибирякова Л.В. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие / А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, — Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – 151 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год