Формирование системы знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. |
Здоровье | |||
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна | |||
11.06.2024 02:49 | |||
Формирование системы знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Золотарева Татьяна Ивановна МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области» Аннотация. Статья посвящена важным аспектам физкультурно-оздорови-тельной работы в дошкольных учреждениях и формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровый образ жизни, здоровье сбережение. В последнее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. Заметно возросло количество физически ослабленных детей, можно наблюдать динамику роста различных патологий и заболевания. У 70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребенок, который поступает в школу, имеет сниженное зрение. Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин, так как дети очень мало играют в подвижные игры, а некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей. Плохая экология и постоянные стрессы оказывают влияние на здоровье детей. Иммунитет детей ослаблен, они чаще болеют. Именно поэтому приоритетными задачами в программе модернизации российского образования стоящими перед родителями, педагогами и представителями всех социальных институтов является сохранение здоровья детей, воспитание физически подготовленного подрастающего поколения.
В законе «Об образовании прописано, что в каждом образовательном учреждении должна вестись работа по укреплению и сохранению здоровья детей. Дети не совсем понимают роль физического здоровья. Биологические потребности, потребность в безопасности, любви, которые присуще ребенку не создают потребности в здоровом образе жизни. Понимание данного на прямую связано со взрослым, которые окружают ребенка. А так как ребенок проводит большое количество времени в детском саду, то ведущая роль отводится воспитателям. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для выработки положительных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Известно, что здоровье определяется различными внутренними и внешними факторами, которые характеризуются состоянием организма, психическим и социальным благополучием человека. Большинство научных исследований указывает на то, что факторы окружающей среды в формировании здоровья ребенка имеют преимущественное значение. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 поселка Северный Белгородского района Белгородской области» считает задачу здоровье сбережения основополагающей. В связи с этим, ставит приоритетным направлением своей педагогической деятельности проведение мероприятий, которые непосредственно направлены на улучшение, укрепление, сохранение и обогащение здоровья детей, педагогов и родителей, через создание в дошкольном учреждении всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий. Поэтому проблема по формированию у детей знаний о собственном здоровье это целенаправленная систематическая работа на протяжении долгого времени. Воспитание у ребенка доброго, заботливого отношения к своему телу – главная задача, стоящая перед педагогом. Работу по уходу за собственным здоровьем начинаем с формирования навыков личной гигиены. Микросреда нашей группы отвечает не только санитарно-гигиеническим требованиям, но и гигиене нервной системы, психологической безопасности, гигиене социальных отношений. В дошкольном учреждении дети чувствуют себя комфортно в течении всего дня. День в детском саду начинается с ритуала приветствия, с пожелания здоровья и добра друг другу. В младшей группе в раздевалке ребенок видит свою фотографию и фотографию своих сверстников, поворачивает свою фотографию и говорит: «Здравствуйте, я пришел!». Старшие дети отражают своем настроение в социально-эмоциональном уголке «Настроения» с помощью смайликов, таким образом, взрослый может понять какое у ребенка настроение и чем ему можно помочь. Совместно с педагогом-психологом организуются игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы: «Я кленовый листочек», «Если бы ты стал бабочкой», игры тренинги «Зеркало наоборот», «Зеркало»; игры на коррекцию поведения: «Зоопарк, «Светофор», «Бояре» и другие. Важным условием формирования личной гигиены является приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек по уходу за собой. Например, ребенок, который чистит зубы утром и вечером, чувствует себя некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У ребенка незнакомого с зубной щеткой подобной проблемы не возникает. Создавая гигиеническую среду обитания в группе, которая предполагает обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни учитывается эффект задержанной обратной связи. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети зачастую могут потерять к ним интерес и выполнять просто автоматические действия, которые не вызывают сильной заинтересованности. Эффект задержанной связи является одной из главных причин негативного отношения и поведения детей. Существует универсальный метод, который одинаково способствует укреплению здоровья ребенка, а также правильному воспитанию. Элементарно необходимо соблюдать режим дня не только в детском саду, но и дома. Необходимо соблюдать режимы: питания, сна, прогулок и гигиенических процедур в одни и те же часы. Такая постоянность создаст благоприятные и более эффективные условия для здоровья сбережения организма. Детям, которые выросли в условиях соблюдения режима обычно несвойственны капризы. Подсознательно у них формируется представление о том, что всему есть свое время, свое место, своя мера. Объединив в себе важнейшие требования педагогики и гигиены, которые сопутствуют немаловажным фактором в укреплении и сохранении здоровья ребенка режим дня назван универсальным средством. Исходя из этого, проводится большая разъяснительная работа среди детей и родителей. Помимо режима дня, дошкольнику также необходимо прививать знания о своем организме, о своем теле, формировать потребность в здоровом образе жизни. Позиция ребенка в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих опирается на его потребности в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им своего же здоровья в целом. Важностью этой проблемы является то, что у ребенка отсутствует данная потребность к здоровому образу жизни. Она присуща родителям, сотрудникам детского сада и общества в целом. Несомненно, у каждого малыша есть большое желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. Исходя из этого, формируем у ребенка навык «прислушиваться» к себе, своему организму, понимать и описывать свое физическое и психическое состояние и своевременно принимать соответствующие меры. Как известно, игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому, закрепляем все полученные знания через игру и режимные моменты. В заключении вышесказанного можно сделать вывод о том, что здоровье ребенка является многоаспектным интегральным понятием, характеристикой которого является физическое, психическое, духовное благополучие дошкольника. К главным физиологическим и социально-психологическим факторам здоровья необходимо отнести биологическую надежность организма; надежность личности, показателями которой являются постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных задач; здоровое поведение и отношение к себе заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью. Литература
|