Здоровьесберегающие технологии – приоритетные направления в деятельности образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. |
Здоровье | |||
Автор: Уварова Татьяна Николаевна | |||
06.03.2024 21:06 | |||
Здоровьесберегающие технологии – приоритетные направления в деятельности образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Здоровье человека — это главная ценность жизни. Его нужно формировать, сохранять и улучшать с раннего детства. Реализовать свой интеллектуальный, нравственный, физический потенциал может только здоровый человек. Важно, каким будет поколение, пришедшее на смену предыдущему. Проблема охраны жизни и здоровья детей остается однойсамых актуальных задач дошкольного образования. Ю.Ф. Змановский так характеризовал здорового ребенка: «... Здоровый ребенок дошкольного возраста — это жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития». Усилия работников ДОУсегодня как никогда направлены на оздоровление дошкольников, культивирование здорового образа жизни. На сегодняшний день педагогический процесс современного детского сада немыслим без использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
«Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку сохранение здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни и использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, различают физическое, психическое, социальное и нравственное. На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое и эмоциональное развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Для реализации всех направлений работы по здоровьесбережению в нашем детском саду созданы соответствующие условия: Медицинский кабинет; спортивный зал (гимнастические стенки, мягкиемодули, гимнастические снаряды, различные тренажеры и т.д.); тренажерный зал ; площадка для спортивных занятий на улице (мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий. спортивно-игровое оборудование); музыкальный зал; создание предметно-развивающей среды в группе: уголок физического саморазвития, насыщенный разнообразным оборудованием и материалами; дидактические игры по 30Ж безопасности поведения в различных ситуациях, ПДД и т.п.; расстановка мебели в соответствии с ростом детей, освещение помещений, режим проветривания и т.п.; наличие наглядной информации для родителей, информационных стендов режиме дня, оздоровительных мероприятиях, о пропаганде здорового образа жизни и т.п.). В детском саду мы используем разнообразные формы оздоровительной работы. Особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Одной из самых действенных закаливающих процедур является прогулка. Прогулка — один из важнейших режимных моментов, вовремя которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. При выборе подвижных игр мы соблюдаем оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию. Широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий. Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры в непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему. С целью предупреждения утомления детей проводятся физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики. Они повышают общий тонус, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают эмоциональный настрой и снимают напряжение. Наряду с разными оздоровительными мероприятиями проводится гимнастика последневного сна с использованием «дорожки здоровья». Например: «Гимнастика после сна» (для детей 3-4 лет). Задачи: 1. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, создавая условия для систематического закаливания организма. 2. Упражнять в ходьбе координируя работу рук и ног. 3. Воспитывать положительный эмоциональный настрой на npoцecc npобуждения после сна средствами художественного слова. Ход: (под спокойную музыку дети постепенно просыпаются) Ребятки, просыпайтесь! Глазки открывайтесь, На спинку ложитесь, Ручки поднимитесь, Ножки потянитесь! Дети просыпайтесь, Друг другу улыбайтесь! Прогони остатки сна, Одеяло в сторону, Нам гимнастика нужна, Помогает здорово! Сжали пальчики, раскрыли, Много раз так повторили. Выполняйте поскорей Будут пальчики сильней! | На живот перевернитесь, И еще раз потянитесь! А теперь тихонько сели, Друг на друга посмотрели. А теперь подышим ровно. Вдох через нос, выдох через рот. При вдохе плечи расправляем. Дышим спокойно. Глазками мы поморгали, зажмурились, открыли глазки и улыбнулись! Наши детки на полу Ножками затопали, Посмотрите хороши, Наши детки- малыши! | Зашагали ножки топ-топ-топ!! Прямо по дорожке топ-топ-топ! Ну-ка веселее топ-топ-топ! Вот как мы умеем топ-топ-топ! (музыка сменяется на веселую, дети идут по «дорожке здоровья») Этот коврик необычный, Пуговичный, симпатичный, Мы с начало пойдем Очень мелким шажком. А потом по шире шаг Вот так, вот так! Этот коврик очень важный, Он лечебный и массажный! Помассируем ступни по дорожке, Чтобы было веселей Похлопаем в ладошки! Дети, возьмите мячики- ежики или резиновые колечки, помассируйте свои ладошки. Что за чудная зарядка Как она нам помогает: Настроенье улучшает И здоровье укрепляет! Огромное внимание уделяется дыхательной гимнастике и упражнениям для глаз. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививают уверенность в том, что они могут помочь сами себе улучшить свое самочувствие. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, находит поддержку дома. Информационно-просветительская деятельность выражается формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по здоровьесбережению детей в дошкольном учреждении. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
|