Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА.
Здоровье
Автор: Воробьёва Ирина Анатольевна   
26.02.2024 20:24

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА.ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА.

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

Неблагополучное состояние здоровья современного педагога — основная причина, побудившая взяться за данную тему. Педагог в России всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым.

Установлено, что труд педагога входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и он страдает от тех же проблем, что и остальные граждане.

Однако есть в его деятельности своя специфика; во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая, во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, так как молодежь все реже идет в педагогику, воспитатели, как и учителя, «постарели», от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса, поэтому проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания. Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания костно-мышечной системы, нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания. По показателям70% педагогов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 54% — нарушения массы тела. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40 %;после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (сахарный диабет, язва желудка, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: синдром хронической усталости; ларингит; миопия (близорукость); гиподинамия; остеохондроз.

Причинами заболеваний являются: большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты, отсутствие стабильного режима труда и отдыха, сниженная двигательная активность, отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки, использование авторитарного стиля руководства, эмоциональная перенапряженность.

50% заболеваний – образ жизни педагога. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Ведь для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.

“Работа съедает”, происходит «выгорание», это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, хоть имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь о педагогах. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: большинство из нас проводят его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты, на все остальное нужны средства и немалые…

В основе нашего психического и физического здоровья лежит социальное благополучие. Становится ясной такая схема: психическое здоровье — физическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие. Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать регуляторные, компенсаторные, защитные механизмы обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя.

Проблема профессионального здоровья педагога в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет». Так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями. Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.

Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:

  1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
  2. Зачем мне быть здоровым?
  3. Зачем я родился? Что я должен совершить?
  4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Вопросов может быть гораздо больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, можно приобрести мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается психическим перенапряжением и стрессом. Существуют две основные причины, которые существенно разрушают здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

Мировоззренческие причины: неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от своей работы и тем самым сохранить свое здоровье; неумение принимать жизнь такой “как она есть”, без критики и протеста; неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни; незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности; неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории.

Психические причины: неумение противостоять стрессам; неспособность смеяться над жизненными неудачами; неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты; отсутствие навыка управления своими эмоциями; частое превышение своих психических возможностей.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей: чтобы не болеть; чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Необходимо знать здоровье разрушающие эмоции: гнев, ярость, печаль, страх уныние, озабоченность, тревожность, грусть, отчаяние…

Так же есть эмоцииздоровьесоздающие: интерес, удовлетворение, спокойствие, радость, нежность, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была работа, какая бы это была жизнь!

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять: упражнения для осанки; лечебно-оздоровительные упражнения: – упражнения для позвоночника;

– упражнения для шейного отдела позвоночника.

Необходимо следить за своим физическим здоровьем: режим труда и отдыха; соблюдение правил личной гигиены; полноценное питание– достаточный сон; занятия спортом.

Соблюдать психоэмоциональное равновесие: любовь к себе; оптимизм; управление эмоциями; доброжелательное отношение к людям; позитивное мышление.

Мои рекомендации: начинайте каждый день с чувством радости, поддерживайте это состояние в течение дня, ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы, прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти, относитесь к людям так, как вы хотелибы чтобы люди относились к вам, питайтесь регулярно и разнообразно, исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь, увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов, не переедайте на ночь, спите не менее 8-ми часов в сутки, занимайтесь физическими упражнениями, старайтесь больше бывать на свежем воздухе, любите свою душу и тело, старайтесь окружить их комфортом.

Не надейся на Бога

И не верь чудесам,

Есть одна лишь подмога:

Помоги себе сам.

Литература:

  1. Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников”. – М.: ПАПО, 2006;
  2. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.
  3. Биология в школе – М.: Школа-Пресс, № 4, 2008.
  4. Интернет-ресурсы:

http: //lib. sportedu. ru

http: //www. history. ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год