ОПЫТ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
Здоровье | |||
Автор: Исакова Комила Умаровна | |||
25.02.2024 19:48 | |||
ОПЫТ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ДЕТСКИЙ САД №12 «НЕПОСЕДЫ» г. Тынды Амурской области ИСАКОВА КОМИЛА УМАРОВНА воспитатель г. Тында, 2024 г. «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский
Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами своим опытом работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни посредством современных образовательных технологий. Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. Задачи ФОП ДО на основе ФГОС уточнены и расширены, также включены новые задачи. В соответствии с Федеральным государственным стандартом одной из ключевых задач ОО «Физическое развитие» является задача «становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек». (Раздел II, п. 2.6.). Это значит, что у детей необходимо закрепить представление, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает ли правила гигиены, физическую активность, основы правильного питания. То есть важно сформировать у воспитанников элементарную ответственность за свое здоровье. Реализация данной задачи имеет огромное значение не только для физического развития дошкольников, но и способствует формированию гармонично развитой личности. Проблема Анализируя свою работу с детьми дошкольного возраста на основе наблюдений и бесед, я выявила проблему и противоречия. Выяснилось, что не все мои воспитанники могли объяснить взаимосвязь между здоровьем человека и формированием полезных привычек, бережным отношением к своему организму. У некоторых детей не были сформированы практические умения по уходу за своим здоровьем. Дошкольники не проявляли интереса к оздоровительным и закаливающим процедурам. Были и такие, кто не применял культурно-гигиенические навыки без напоминания. Таким образом, выявились противоречия:
В связи с этим возникла необходимость найти новые возможности и средства педагогического воздействия, повышающие интерес к культуре здорового образа жизни и способствующие оздоровлению дошкольников. Одним из путей решения данной проблемы я считаю использование в работе с детьми развивающих образовательных технологий. Применение технологий значительно обогащает рамки образовательного пространства. Результатом является здоровьесберегающая компетентность ребенка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и здоровьесохраняющего поведения. Цель своей работы я определила так: формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников дошкольной образовательной организации посредством современных технологий. Исходя из цели сформулировала задачи:
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, я разработала этапы работы и определила задачи по каждому этапу. На первом этапе провела вводную диагностику для выявления знаний у дошкольников о здоровом образе жизни. Пользовалась диагностикой из методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «Мозаика-Синтез», 2010. Методы диагностики:
«Полезная покупка»;
Результаты такие: Высокий уровень знаний показали 35% детей. Они имели представления о деятельности человека, которая направлена на сохранение здоровья. Знали способы укрепления здоровья, полезные и вредные продукты питания. Средний уровень у 44% воспитанников. Дети отвечали при моей помощи, я задавала наводящие вопросы. У детей этой группы были сформированы некоторые представления о ценностях здорового образа жизни. Низкий уровень у 21% детей. Представления у дошколят были отрывочные. Они нуждались в помощи взрослого при ответах на вопросы. На основе результатов диагностики я разработала рабочую программу по теме самообразования.. И добавила в рабочую программу группы мероприятия и занятия по формированию знаний о ЗОЖ. Одним из условий формирования культуры здорового образа жизни у детей является организация развивающей предметно-пространственной среды. Для этого я оформила «Уголок ЗОЖ», в который, кроме традиционного, внесла нестандартное физкультурное оборудование: массажные коврики из крышек, ребристые дорожки на основе корпусов из фломастеров и другое. Совместно с родителями изготовили тренажеры для дыхательной гимнастики. Составила различные картотеки:
Разработала схемы-алгоритмы по режиму дня и выполнению оздоровительных гимнастик, плакаты о строении тела человека, о назначении и работе сердца, органов дыхания и пищеварения. Подобрала специальные пособия, книги, альбомы, демонстрационный материал по теме. Пополнила аудиотеку и видеотеку по данному направлению. Также был оформлен уголок сюжетно-ролевых игр: «Медицинский центр», «Аптека», «Магазин полезных продуктов». Таким образом, в группе была создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала практическому освоению детьми ценностей здорового образа жизни. На втором этапе я формировала знания и практические навыки детей по ЗОЖ на основе различных образовательных технологий. 1. Прежде всего, это здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк, логопедический массаж Е.А. Дьяковой, массаж биологически активных зон по А.А. Уманскому, пальчиковая гимнастика В. Цвынтарного, элементы психогимнастики М.И. Чистяковой. Применяю дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в том числе упражнения на дыхание с разнообразными приспособлениями и предметами: вертушками, мыльными пузырями, бумажными снежинками, полосками бумаги. Освоив указанные технологии, познакомила детей с нейрогимнастикой. Включала из нейрогимнастики энергетические упражнения, растягивающие движения, упражнения на одновременную работу глаз, верхних и нижних конечностей. Проводила беседы и занятия по валеологии на темы: «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни», «Факторы, укрепляющие здоровье» и др. 2. Много внимания уделила игровым технологиям. Включала разнообразные виды игр оздоровительного характера: подвижные, малой подвижности, сюжетные, игровые ситуации, творческие игровые задания, проблемные игровые задания, игры-квесты, игры-путешествия и др. Помогала организовать взаимодействие дошкольников со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений, сама участвовала в играх детей. Из методического пособия «Развивающая педагогика оздоровления (Кудрявцев В.Т., Егоров Б.. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). — М.: Линка-Пресс, 2000) брала игровые упражнения:
Включала игровые ситуации на тему собственной безопасности на улице и дома: «Едем в автомобиле» «Я пешеход», «Один дома», «Бытовая техника на кухне». Закаливающие мероприятия проводила также в игровой форме: дети ходили босиком по воображаемой траве, выполняли контрастные воздушные ванны и обтирания «на берегу моря». Использовала обыгрывание ситуаций из личного опыта детей, в процессе которых у дошкольников формировались навыки здоровьесбережения в практической деятельности. 3. Применяла проектную технологию. В процессе совместной работы над проектом «Я и моё тело» дети получили первичные представления о некоторых внутренних органах и их основных функциях (легкие, сердце), их местонахождении, значении. Научились различать понятия «часть тела», «орган»; вредные и полезные продукты. Смогут показывать на анатомическом коврике проекции некоторых внутренних органов (легкие, сердце, желудок, печень). Продуктами проекта стали дидактическое пособие «Анатомический коврик» и творческая работа в технике торцевания «Легкие», используем как наглядный материал. 4. Использовала современную образовательную технологию «Лэпбук». При помощи этого пособия:
Совместно с детьми изготовили лэпбук «Азбука здоровья». 5. Особое значение придавала ТРИЗ-технологии. Целью данной технологии является развитие креативных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Благодаря ТРИЗ формировала познавательные действия, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Задавала проблемные и поисковые вопросы: «Почему ты так считаешь?», «Что будет, если …?», «Как по-твоему нужно поступить?», «Что нужно сделать, чтобы …?» и др. 6. Использовала информационно-коммуникационные технологии. Они очень хорошо стимулируют познавательный интерес, творческую и двигательную активность дошкольников. С помощью программ MicrosoftOffice, AdobePhotoshop, PowerPoint, мною разработаны:
На третьем этапе моё внимание было уделено закреплению у детей практических навыков собственного оздоровления. В этот период у большинства дошколят уже были сформированы основные представления о ценностях здорового образа жизни. Поэтому на данном этапе решались задачи творческого использования имеющегося опыта. Для этого я организовала серию тематических «Дней здоровья». Каждому «Дню» было дано своё название и разработан перечень проводимых игр и мероприятий. В «Днях здоровья» активно участвовали родители. Например, был проведён «День здоровья «Изучаем своё тело». В течение этого дня ребятам были предложены:
(Из Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»). 5. Игровые упражнения для нормализации работы отдельных внутренних органов, воздействие на биологически активные точки (БАТ) и зоны кожи:
6. Изготовление совместно с родителями дополнительных атрибутов для самомассажа: массажные перчатки. 7. Практикум для родителей «Игровой самомассаж для детей». Были проведены еще такие «Дни»: «Чистота — залог здоровья», «День вкуснятины», «День весёлых прогулок», «Мы со спортом крепко дружим!». Другой «День здоровья» назывался «Вместе с дружной семьёй!». Были проведены:
«Укрепляем здоровье детей вместе с семьёй». 9. Устроили музыкально-спортивный праздник с чаепитием «Вместе с мамой веселей!». В конце третьего этапа я провела итоговую диагностику и сравнила результаты вводной и итоговой диагностик. Результаты итоговой диагностики: Высокий уровень знаний был у 73% детей. Это на 38% больше, чем показатели вводной диагностики (было 35%). Представления детей о культуре ЗОЖ носили целостный характер. Ребята четко и ясно рассказали о важности здорового образа жизни для человека. Средний уровень- у18% дошкольников. Во водной диагностике было 45% детей. У детей этой группы были сформированы элементарные представления о строении собственного тела, о пользе движений. Тем не менее, для ответов им требовалась помощь в виде наводящих вопросов. Низкий уровень -у 9% детей. Это на 12% меньше (был 21%), чем показатели вводной диагностики. У детей были отрывочные, бессистемные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Причина – частые пропуски детей по болезни. Тем не менее, я планирую для этих воспитанников разработать индивидуальные маршруты и привлечь родителей для активного Данных результатов удалось достичь за счет:
Литература:
|