Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного |
Здоровье | |||
Автор: Скороходова Анастасия Эдуардовна | |||
22.12.2022 15:56 | |||
Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного Актуальность работы состоят в том, что повышение количества занятий детей по разным областям знаний растёт с каждым годом, из-за этого большую часть времени дети находятся в положении сидя, часто со слониной головой. В связи с этим двигательная активность детей в течении дня резко падает. Для решения этой проблемы мы изучили здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, преобразовали их для применяя в ДОО и применяем в работе с детьми. Цель работы: повышение двигательной активности детей в течения дня нахождения в ДОО. Автор технологий В.Ф. Базарный русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 33 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
В 1986 г. ЗСТ были признаны научным открытием Научным Советом № 37 АМН СССР. В 1989 г. спустя 10 лет успешной апробации были утверждены Минздравом для внедрения во все образовательные учреждения страны. В 2001 г. ЗСТ прошли повторную экспертизу головных НИИ РАН, РАМН, Минздрва РФ, получив единственное в своём роде положительное санитарное заключение Роспотребнадзора Технологии направленны на предупреждение таких серьёзных заболеваний как плоскостопие, сколиоз, нарушения зрения и т.д. И были разработаны изначально для школ, потом начали применять в детских садах. Основной принцип здоровье сберегающей технологии В.Ф. Базарного это сенсорно-моторное раскрепощение и обучение в режиме «зрительных ориентиров». Мы рассмотрели данную технологию не только в качестве способа предотвращения многих болезней, но и повышения двигательной активности детей. В нашей группе применяются зрительно-вестибулярные тренажёры В.Ф. Базарного. Один из таких тренажёров, часто встречающаяся в школах и детских садах, тренажёр СУС (система универсальных символов). Упражнения с помощью «СУС» несут антистрессогенное, успокоительное и синтезирующие начала (между чувством локализации в пространстве и моторной сферой). В нашей группе работа с этим тренажером ведется после занятий, в которых предусмотрено длительное нахождение, в статистической позе (Рисование, аппликация, лепка) и в утреннее время. Методика проведения работы на тренажёре СУС
Сенсорно-дидактические кресты. Представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. Расположены на потолке, на таком уровне что бы можно было дотянуться рукой. 4 Шт. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. Работа с сенсорными крестами: предупреждает развитие рефлекса склонённой головы, способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения, активизирует нейродинамические процессы головного мозга, способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств. В своей работе мы используем кресты не только как способ размещения наглядного материала для занятий, а ещё для дидактических игр с детьми. Одна из таких игр «Маленький большой». Для детей младшего дошкольного возраста. На крестах размещаются предметы разной величины. Даётся детям задание встаньте к маленькому трактору, потом к большому. Дети в этих задание не просто переходят с места на место, они поднимают голову и зрительно ищут заданный предмет или картинку. При этом им надо ещё в голове сравнить какой предмет больше, а какой меньше. Мы конечно можем провести данную игру сидя на стульчиках и показывая картинки, но тогда не будет работать следующий принцип здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. «Режим динамических поз». Это один из основных принципов данной технологии. Он подразумевать под собой смену поз в процессе деятельности детей, в том числе на занятиях. Режим динамических поз, активизируя межсистемную координацию, чувство локализации в пространстве, способствует повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей и снижению за счёт этого напряжённости, в т.ч. нервно-психической утомляемости. Стоя-Сидя-Лёжа. Многие занятия в детских садах проходят без смены динамических поз. На наших занятиях дети могут в любой момент встать, сесть или даже лечь, они полностью свободны в выборе положения своего тела. Во время занятий при смене вида деятельности мы используем аккопунктурные коврики для профилактики плоскостопия. Данные коврики нам изготовили родители. Коврики сшиты с наполнение разных круп. Так же у нас в группе есть коврики покупные. Как применяется смена динамических поз на занятие, например по лепке. На вводном этапе занятия дети проходят на коврики (где педагог вводит детей в тему занятия), далее в основной части дети приступают к работе, но при этом они могут выбрать в какой позе они будут выполнять свою работу, кто-то ставит стульчики, кто-то остается стоять, даже были случаи, когда ребенок стоял на коленях около стала. В процессе занятия дети могут поменять свою позу, например, сесть или встать. Подойти к стенду или кресту что бы посмотреть, например этап изготовления подделки. На заключительном этапе дети собираются в круг на коврики в центре стоят их подделки и ведется обсуждения работ и упражнения на профилактику плоскостопия. За пять лет применения данной технологии, коврики, кресты, тренажёры настолько сильно вжились в нашу деятельность, что теперь дети и мы педагоги не можемпредставить, что было как-топо-другому.
|