Организация методической работы по внедрению здоровьесберегающих технологий через систему дополнительного образования |
Здоровье | |||
Автор: Русскина Юлия Сергеевна | |||
17.12.2023 23:34 | |||
Организация методической работы по внедрению здоровьесберегающих технологий через систему дополнительного образования Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально – волевые и поведенческие качества. Именно поэтому дошкольным учреждениям на сегодняшний день отводиться ведущая роль в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Мне бы хотелось остановиться на использование здоровьесберегающих технологий, которые реализуются в системе дополнительного образования в нашем детском саду.
За годы работы у нас выстроилась целостная система здоровьесберегающей деятельности при организации дополнительного образования. Она складывается из следующих компонентов:
Первым шагом стал проведенный анализ состояния здоровья воспитанников и групп здоровья, с которыми дети поступают в детский сад. На основе полученных данных составляется сводная таблица, которая становится отправной точкой, позволяющей грамотно наметить направления работы по здоровьесбережению у дошкольников всех возрастных категорий, в том числе и в плане оказания дополнительных услуг. Вторым этапом становиться разработка системы оздоровительных мероприятий на год, который разрабатывается совместно со старшей мед. сестрой и врачом поликлиники, а так же разработка программ дополнительного образования по укреплению здоровья и охраны жизни детей дошкольного возраста и методического сопровождения к ним. На основанииданных программв детском саду реализуется система кружковой и секционной работы, позволяющая развивать детей не только творчески, но и сохранять при этом их физическое и психическое здоровье. Методическую помощь в организации процесса дополнительного образования, в повышении профессионализма, организации самообразования и сотрудничества с семьей педагоги получают как в методическом кабинете, где собрана необходимая методическая литература по физическому воспитанию, охране жизни и укреплению здоровья детей и программы дополнительного образования, так и в спортивном зале, где находиться доступное традиционное и нетрадиционное спортивное оборудование. На педагогических советах и семинарах использую разные методы активизации педагогов, а именно: анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач, метод игрового моделирования, диалоги, дискуссии, решение кроссвордов, анализ детского поведения, деловые игры. Их цель: поиск новых форм взаимодействия с детьми и родителями по улучшению качества работы по здоровьесбережению, охране и укреплению здоровья детей. Коллективные просмотрыдают явное представление о формах и методахорганизации дополнительного образования по здоровьесберегающим технологиям, с их помощью растет профессионализм воспитателей, происходит обмен опытом, создается обстановка творческого подъема, поиска. Особое внимание уделяю умению воспитателей делать развернутый анализ, грамотно анализировать проведенные мероприятия. План работы по внедрению оздоровительной работы, предполагает для всех возрастных категорий оказанияследующих оздоровительных услуг: прием кислородного коктейля и фиточая, занятия на тренажерах, витаминотерапия, ароматерапия, закаливающие процедуры, обогащение рациона питания овощами и фруктами. Система дополнительного образования, позволяющая решать вопросыпо здоровьесбережения, представлена:
Элементы различных видов арт-терапии включаются в систему работы педагога по дополнительному образованию. Это и песочная терапия — рисование и игровые упражнения ссухим, влажным и кинетическим песком, в которой сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры. Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками). В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применятьнетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной является танцевальная ритмика. Один из её модулей «Кинезотерапия, игропластика и игроритмика» способствует укреплению мышц корпуса, избавляя детей от физического переутомления, улучшает физическую и психическую форму организма, повышает эмоциональность занятия. Упражнения игроритмики включающие в себя упражнения с разнообразным оборудованием в разных вариациях. мышечной систем позволяют разносторонне воздействовать на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Логоритмическое направление используется в работе с детьми среднего дошкольного возраста и позволяетпредупредить илиоспособствоватьпреодолению речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. И еще одно направление это кружки и секции физкультурно -спортивной направленности. Актуальность данного направления в дополнительном образовании определяется необходимостью сбалансированно организовать индивидуальнуюдеятельность детей с ярко выраженными физкультурными способностями, чьи интересы кспортивным занятиям преобладают над интересами к другим видам деятельности. Внедряядополнительные программыфизкультурно-оздоровительнойнаправленности, мыспособствуем оптимизациидвигательнойдеятельностидетей, имеющихпсихомоторнуюодарённость. Таким образом, выстроенная системадополнительного образованияявляется прекрасным дополнением к основным видам использования здоровьесберегающих технологий в детском саду и способствует повышению качества работы педагогов по физическому развитию, охране и укреплению здоровья детей. Русскина Ю.С., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного вида»
|